Мобильный Институт — это передвижная площадка обмена знаниями. Каждый человек обладает различным знанием: места, традиции ручной работы, знанием медиатехнологий, умениями приготовления блюда, знанием языка. Мы приглашаем участников к обмену знаниями: на чашку чая, на обед, на лекцию, на мастер-класс. Увидишь ли ты в этом — поэзию?
Целью проекта, основные события которого пройдут с сентября по ноябрь 2014 года в Архангельске, Санкт-Петербурге и Стокгольме, является исследование международных вопросов, касающихся таких тем, как окружающая среда, политика, этика, права человека, визуальные искусства, биология, философия, утопия и наше общее культурное наследие.
Модель лаборатории, передвижного образовательного центра не представляет из себя новшества, будучи опробованной как Товариществом передвижных художественных выставок в последней трети 19-го века, так и, например, Ханной Хуртциг в первой трети века 21-го. В этом же проекте горизонтальная группа кураторов заинтересована в том, чтобы пересмотреть иерархии центра и периферии, как в связи с линией «столица — Север», так и с границей между Западом и Востоком, относительная двадцатилетняя стабильность которой претерпела изменения за всего лишь несколько месяцев.
С другой стороны, идея линейной цивилизации, где центр — в авангарде развития, остается ключевой в России. Можем ли мы поставить под вопрос свои собственные представления о российской периферии и способны ли рассмотреть ее как партнера в развитии архитектурных и экологических инноваций?
Проект «Мобильный Институт» является параллельным проектом биеннале «Манифеста».
http://www.paralleleventsm10.ru/
http://manifesta10.org/en/home/
http://mobileinstitute.nu/tag/manifesta-10/
Кураторы:
р а к е т а — работает на междисциплинарными экспериментальными проектами, основанными на практике сотрудничества, в сфере искусства, дизайна, архитектуры, и цифровых медиа. р а к е т а Институт работает с 2000 года как постоянный эксперимент и лаборатория-в-прогрессе.
Екатерина Шарова — куратор и искусствовед из Норвегии и России. Работает с российским и восточно-европейским искусством, с неинституциональными практиками, с междисциплинарными экспериментами. Интересуется взаимоотношением иерархических и горизонтальных типов социальной организации, а также взаимоотношениями центра и периферии.
Участники:
Анастасия Рябова, художница (Москва)
Виктор Федосеев, фриланс-журналист (Архангельск)
Вячеслав Мукаровский, советник, водитель легендарной «Волги» и создатель текстов (Архангельск)
Джет Паскуа, художник (Манила/Тромсе)
Екатерина Шарова, куратор, искусствовед (Осло/ Киркенес/Архангельск)
Сесилия Инберг, художница (Буден/Стокгольм)
Оса Липка Фальк, художница (Риста/Стокгольм)
Олег Самойлов, фотохудожник, продюсер (Архангельск)
Корнелиус Штифенхофер, куратор, арт-менеджер (Мюнхен/Архангельск)
Яна Шклярская, директор выставочных проектов, Государственный Дарвиновский музей (Москва)
Елена Минина, художница (Санкт-Петербург)
Сюзанне Скуг, саунд-художница (Стокгольм)
Синдри Рунюдде, перформанс-художник, танцор (Стокгольм)
Тимо Менке, художник, администратор вебсайта (Стокгольм)
Организаторы
р а к е т а, Корнелиус Штифенхофер, Екатерина Шарова, Художественный салон, галерея «Борей»
Место проведения
Дома культуры населенных пунктов Архангельской области (Шенкурск, Коноша, Норенская, Котлас, Сольвычегодск, Нижнее Золотилово, Устьяны)
Художественный салон (Архангельск)
Галерея Борей (Санкт-Петербург)
Студия р а к е т а (Стокгольм)
Арт-Центр «Havremagasinet» (Буден, Швеция)
Кураторский текст №1
MОБИЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. Прототип в масштабе 1:1
Беря за точку отсчета географию публичного пространства (будь это улица, лес, парковка или футбольное поле) мы хотели бы этим проектом и этим исследованием поразмыслить над следующими вопросами:
— Возможно ли, чтобы голос каждого человека был услышан?
— Каким образом можно делать совместные проекты и влиять таким образом на будущее?
Мы хотим обсудить то, чем наше общество является сегодня и то, каким мы хотим его видеть в будущем, на основе истории деревни, поселка, города. Под обществом мы имеем в виду, во-первых, общество, населяющее север России и Европы. Одновременно мы имеем в виду общество, населяющее планету Земля, частью которого все мы являемся.
Расскажи свою собственную историю!
Опыт работы коллектива Ракета с детьми или молодежью в городах Холмстранд (Норвегия), Нашира (Колумбия), Катринехолм (Швеция) и Оаксака (Мексика) — стал основой для мечты об альтернативном месте для искусства, культуры, встреч, бесед, методов и обмена знаниями.
Опыт педагогической и художественной работы Екатерины Шаровой в Архангельске, в Ставангере, Осло (Норвегия), в Кочине (Индия) соотносится с идеями Ракеты в поиске гибкой и инновативной модели, где субъектно-объектные отношения заменены на субъектно-субъектные и где смещены иерархические отношения между центром и периферией.
В отличие от Ракеты и Екатерины, менеджер в сфере культуры Корнелиус Штифенхофер бывает в Архангельске чаще всех в эти дни, и он посодействовал во многои как в составлении маршрута, так и в связи с вопросами как по организации проекта, так и по содержанию.
Это альтернативная школа искусств — Мобильный институт!
Местное (local) встречается с глобальным/локальным (global/local).
Языки, культуры, истории, географии и игра сливаются воедино.
Как человеку сделать так, чтобы его услышали? Как ему или ей развить способность самовыражения при помощи различных видов искусства? Как ему или ей принять участие в написании своей собственной истории, где искусство является движущей силой, исследовательским методом и способом выражения?
Мы приглашаем поделиться историями, традициями, техниками и технологиями работы с материалом, новыми (или обновленными) идеями.
В процессе диалога мы будем работать над сбором и производством материалов для выставки, которая подведет итог этого обмена знаниями и новым опытом.
Что это значит — учиться?
Кто будет учить, а кто будет учиться?
В Мобильном институте каждый участник является одновременно учителем и учеником. Сообщество учителей/учеников, обладающих знаниями в таких областях, как городское планирование, народные ремесла, фотография, видеоарт, педагогика, биология, философия встретятся на севере России (Архангельск, Коноша, Котлас, Устьянский район, Шенкурск) для того, чтобы в процессе общения и встреч произвести новое знание. Мобильный институт создаст новый архив, собирающий воедино рассказы жителей, истории, фильмы, фотографии, дневники. Этот архив – это попытка документации времени и места на земле.
Проект применяет такие методы современного искусства, как исследование и сотрудничество, и процесс в проекте является его целью и играет главную роль. Эти методы направлены на поиск альтернативных способов работы с обществом и в обществе.
Нашей целью в этом проекте является работа с таких областях, как демократия, дизайн, устойчивое развитие, «образовательный поворот» в кураторской практике и коммуникация. Кураторы и художники, задействованные в проекте, желают, чтобы искусство было поставлено в центр общественных процессов, вместо того, чтобы выполнять исключительно декоративную функцию. Мы хотим, чтобы искусство находилось в основе повседневной жизни, будучи выражением и коммуникативным каналом этой самой жизни.
Проект ориентирован на будущих граждан, и именно поэтому участие детей и молодежи имеет важное значение для проекта. Идея состоит в том, что знания могут и должны быть переданы от старших поколений к младшим и наоборот. Преодоление границ между поколениями важно для взаимопонимания между ними, а также для понимания мира вокруг.
Мы хотим задать следующие вопросы вместе с детьми, подростками и взрослыми. Эти вопросы предполагают локальную перспективу — при этом являясь частью глобального разговора о том, каким мы бы хотели видеть мир вокруг нас:
Что такое демократия?
Что такое свобода?
К чему мы стремимся?
О чем мы мечтаем?
_________________
Как мы можем жить вместе?
/ Ракета & Екатерина Шарова, июнь 2013 — октябрь 2014 г.