191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Независимая фотография. Ленинград. Конец ХХ века.

26 января — 18 февраля 2017

Культурный центр «Вирта» города Иматра (Kulttuuritalo Virta)

Арт Центр Борей — старейшее некоммерческое негосударственное образование Петербурга, ровесник перестройки, продолжатель и наследник традиций неофициальной культуры Ленинграда —  представляет выставку фотографий пяти авторов, связанных с Бореем давними творческими отношениями. Все авторы — представители ленинградского андеграунда.

Борис Смелов. 1951 — 1998.
Сергей Жиркевич. 1958 — 2010.
Сергей Подгорков (родился в 1953 году)
Людмила Тоболина (родилась в 1941 года)
Дмитрий Конрадт (родился в 1954 году)

Независимая фотография начала формироваться в Советском Союзе во время оттепельных 1960-х годов и развивалась в течении последующих 1970-х и 1980-х вплоть до перестройки. Поскольку фотография в то время не считалась искусством, то основное внимание уделялось техническим сторонам и идеологической ясности. Официальная советская фотография предполагала строго регламентированные жанры, снятые с соблюдением канонов: в основном это были портреты героев труда социалистического общества и репортажи со «строек коммунизма». Помимо этого существовали фотографы-бытовики, которые снимали групповые фотографии на морском побережье, в домах отдыха, школах, пионерлагерях и т. д. Многочисленные фотоателье специализировались на «художественном» портрете и фото для документов. При этом в стране фактически отсутствовало систематическое профессиональное обучение фотографии. Начальное фотографическое образование можно было получить за два года в средних профессиональных заведениях, поступить в которые можно было только закончив восьмилетнюю общеобразовательную школу. Продолжить  занятия можно было либо у знакомого фотографа, либо в фотоклубе. Благо, что в каждом районном Доме Культуры  и даже при домоуправлениях были такие клубы.

Единственная возможность выставиться у фотографов в то время – это вступить в один из таких фотоклубов. Выставки работ учеников этих клубов проходили многочисленные идеологические фильтры, с одной стороны, а с другой – они носили явную печать самодеятельного творчества.

Идеологический контроль был тотальным – малейшее подозрение на не лояльность и снимок снимался с выставки, а руководитель клуба получал выговор в соответствующих инстанциях. Выставка Бориса Смелова в районном дворце культуры в 1975 году была закрыта властями на другой день после открытия, после чего было полностью сменено руководство клуба.

Если фотограф не вписывался в существующие правила «игры», то у него было два пути – или оставить фотографию, или уйти в глубокое подполье. В этом случае снимки можно было показывать близким друзьям, но не было никакой возможности представить их широкой публике.

Независимые фотографы чаще всего были тесно связаны с представителями неофициальной культуры – художниками, писателями, поэтами, музыкантами. Это был общий круг друзей и единомышленников.

Отдельная глава истории фотографии связана с ленинградской рок музыкой. Возникнув в 70-е годы, ленинградская рок культура включала не только  музыкантов и слушателей, но и художников, которые оформляли рок-концерты, фотографов, которые снимали «героев» рок-культуры и вели  репортажную фотохронику.

И только во время перестройки, во второй половине 1990-х годов творчество фотографов ленинградского андеграунда было представлено широкой публике и заняло достойное место в истории отечественной фотографии.

Борис Смелов. 1951 — 1998

Еще при жизни стал легендой петербургской фотографии, живым классиком, вызывавшим самое настоящее поклонение. В 1976 г. в районном фотоклубе Ленинграда состоялась первая выставка Смелова, закрывшаяся на следующий день и получившая скандальную огласку (информация о ней просочилась в эфир «Радио Свобода»), в результате чего фотограф вплоть до перестройки мог показывать свои работы только на нелегальных квартирных выставках. С началом перестройки Смелов стал активно выставляться в России и за рубежом (Великобритания, Германия, США, Финляндия, Норвегия и т.д.). Причислял себя к «представителям интуитивной, эмоциональной фотографии», в последние годы много экспериментировал с инфракрасной пленкой. Борис Смелов известен финскому зрителю по ряду выставок, прошедших в конце 90-х в Хельсинки и других городах центральной Финляндии.

 

 

 

 

 

Сергей Жиркевич. 1958 — 2010

С 1982 г. участник многих фольклорно-этнографических экспедиций по северо-западу России, пограничным районам Белоруссии, по провинциям Литвы, Эстонии и Карелии, а также несколько экспедиций в высокогорные районы Северного Кавказа. Работы находятся в коллекциях Библиотеки Конгресса США, Вашингтон, в «Джейн Вурхис Циммерли Арт Музеум», Нью-Джерси, США, в «Navigator Foundation», Бостон, США, в собрании Джорджа Сороса.

 

 

 

 

 

Сергей Подгорков (родился в 1953 году)

Стал летописцем жизни неформального Ленинграда конца XX столетия. Его материал — социальный жанр. В советском городе неофициальный фотограф — почти шпион. Сергей Подгорков запечатлел реальность, которая сейчас исчезла и зафиксирована на пленке только благодаря его героическому и бескорыстному труду. Отдавая должное социальной смелости и мужеству автора, который снимал «язвы» социализма, поражаешься его умению поймать тот единственный момент, когда обыденность и повседневность окружающей жизни обретает острую характерность и уникальную индивидуальность. Нужно обладать острым глазом художника и реакцией снайпера, чтобы, в конце концов, это обрело фотографическую реальность.

 

 

 

 

 

Людмила Тоболина (родилась в 1941 года)

Людмилы Таболиной — участник более ста выставочных проектов, более 40 персональных выставок. Работает в технике пикториальной фотографии – это фотосъемка при помощи монокля, однолинзового объектива, позволяющего добиваться особой живописности фотоизображения. Работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Ярославского художественного музея, музея В. В. Набокова, Московском Доме фотографии, Музее Истории Фотографии и др.

 

 

 

 

 

Дмитрий Конрадт (родился в 1954 году)

Известный петербургский фотограф, в 1980-х годах принимал участие в многочисленных выставках, связанных с рок-проектами, был фотографом Ленинградского рок-клуба и сотрудничал с рядом музыкальных коллективов. Это была пора погружения в черно-белую «ручную» фотографию и лабораторных экспериментов. Света не было, светочувствительность в камерах была очень маленькая. Технически снимать было очень сложно. Работы фотографа хранятся в коллекциях Государственного Русского музея, музея Набокова (СПб), Московского дома фотографии и других, а также в частных собраниях в России, Франции, Швейцарии, Финляндии, Англии, США, Италии.

MENU