В залах галереи
Вернисаж 20 июня в 18.00
Тамара Арчиловна Пагава
Родилась в Ленинграде в 1955 году.
Мать русская, отец грузин, точнее мигрел из Аджарии.
Так получилось, что учителями Тамары Пагава были профессионалы и энтузиасты своего дела. Прежде всего Игорь Каим. В театральной студии, которой он руководил, Тамара Арчиловна занималась пять лет и всё гуманитарное образование получила там. Это был человек, необычайно эрудированный, интеллигентный и с необыкновенным чувством юмора. Потом Тамара Пагава работала: в «ТАСС», на «Монетном дворе», в «5 Специализированном Военизированном Отряде Министертва Финансов СССР», в «Дирекции театральных касс», и наконец, в театре Комедии им. Н. П. Акимова. В данный момент, уже, не работает.
От автора:
«В юности, когда я ехала из Тбилиси в Самтредиа в «очень нескором поезде», по вагонам ходил человек с шарманкой и попугаем на плече. Человек играл на шарманке и предлагал вытащить из жестяной коробки бумажки, скрученные в трубочки. Достанешь бумажку, развернёшь, а там: «Счастье, здоровье, любовь».
Сихварули – სიყვარული – любовь! Это слово знают все.
Небольшое местечко недалеко от Батуми. Там протекает горная речка. Жарким летом она мелеет и только в заводях можно купаться. Над речкой мост, и он словно повис над каменной рекой. Видимо, камни – это судьбы людей по фамилии Пагава. Если спросить у подножия горы: «Где живёт Пагава?», вам, непременно, ответят: «Здесь все Пагава. Вам кто нужен?».
Если надоела сырая промозглая зима и хмурые лица, нужно, хотя бы ненадолго, уехать туда, где солнечно, радостно и радушно, можно съездить в Грузию, и тогда Грузия навсегда останется у вас в сердце. Но если и этого сделать нельзя, то Грузию можно придумать.
Быть может, вы спросите: «Почему так много осликов?», – и я расскажу вам историю:
В раннем детстве, в Батуми, я очень боялась шакалов. Каждый вечер когда с улицы раздавалось: «Иа-иа-иа», я тряслась как овечий хвостик. Вот, сейчас прибежит сутулой трусцой, хищно щёлкнет зубами, схватит поперёк туловища, и утащит в горы. Когда я выросла, то вдруг поняла, что боялась безобидного ослика. Просто, когда я спрашивала: «Кто это кричит?», мне отвечали – «Не бойся, это ишак». Так слова ишак и шакал перепутались в моей голове. Иногда, наши страхи придумываем мы сами.
Мои картины это фантазии и воспоминания. Отец входит в больничную палату на Васильевском острове. Белая косынка, белый халат, усы, и огромные гранаты из своего сада. Чудо, прямо под Новый год!
А, что может быть лучше неспешной беседы с дедушкой Амни летним вечером на скамейке в саду. Попыхивая трубочкой обсудить прошедший день, подумать о делах на завтра: «Утром зайдёт Хассан, поможет мне починить сарай. Э, да ты спишь? Ну спи, спи, мы поговорим об этом завтра».
Грузия – маленькая страна, в которой живут люди с большой душой, люди любящие дарить подарки, умеющие вкусно накормить и, не скупясь на слова, так поздравить, что вспоминая каждый раз, невольно улыбнёшься. Люди умеющие искренне разделить не только радость, но и беду ближнего. Живут по разному, многие трудно, но при этом необычайно открыто, щедро помогая друг другу. При неуёмном темпераменте у них совершенно другой ритм жизни. Они как будто никуда не спешат, а просто живут всю жизнь в красивом месте, любят детей, стариков, много работают, но и отдыхают на славу.
Я чувствую своё родство и тоже всегда хочу дарить радость.
У японцев есть поговорка: «В улыбающиеся ворота входит СОЛНЦЕ», а солнце синоним СЧАСТЬЯ. И это то, что я хотела сказать.
Как я пришла к живописи.
Я всю жизнь, что-то рисовала понемногу, но не думала, что могу кому-то показать и тем более, куда-то поступить. Всегда безумно хотелось встать с этюдником на канале и уплыть в иную реальность, но с какой стороны подступиться без художественной школы или училища – не знала. «Моё время прошло», – думала я. Когда мне было уже за пятьдесят, подруга попросила поискать обучающее рисованию заведение для четырнадцатилетнего сына. Я серьёзно подошла к вопросу и выбрала студию, в которой учили взрослых и подростков. Преподавал профессиональный художник Вячеслав Шрага. Сводила в галерею ребёнка, всё посмотрели, узнали, в результате мальчик рисовать отказался, а я стала учиться живописи. В то время я работала в театре Комедии им. Акимова, и когда рассказала Игорю Каиму о том, что пошла учиться живописи, он почему-то удивился: «Зачем тебе это? Ты и так умеешь!» Но он меня не переубедил.
Вячеслав Шрага всю жизнь преподавал взрослым-любителям, и поэтому делал это легко и виртуозно. Было необыкновенно интересно. Через некоторое время, когда я посетовала, что не успею постичь «секреты» живописи и рисования, он сказал: «Да не надо тебе это, ты просто бери и пиши, как ты умеешь. Ведь это, как почерк – у каждого человека свой». Я стала писать про Грузию. Не совсем настоящую, сказочную Грузию, про мою несостоявшуюся Родину.
Я не знаю анатомию и законы перспективы, но я знаю, что такое мизансцена, авансцена, кулисы, зеркало сцены, и сквозное действие, а картина – это и есть маленький спектакль.
К сожалению, обучение продлилось всего два с половиной года. Вячеслава Шраги не стало. Я опять осталась без моральной и «тех. Поддержки». «Вариться в собственном соку» и топтаться на месте не хотела, и решила попытаться вступить в IFA. Почитала, что для этого надо. Провела три выставки: в «Доме дневного пребывания пожилых людей Петроградского района», в галерее «Сарай», и в библиотеке детства на Малодетскосельском проспекте. Было огромной радостью читать отзывы посетителей моих выставок. Тогда я поняла, что только рисуя могу удержаться наплаву и даже подарить людям, самое простое и нужное, особенно сейчас – улыбку.