«ПО ДНУ ВСЕЛЕНИЩИ»
|
||
![]() |
![]() |
![]() |
Выставка графических работ известного петербургского художника, литератора и преподавателя тематически связана и дополняет другое событие в творческой жизни Александра Павловича Зайцева – издание в 2011 году книги «ЦЭЮЯ. Литература. Графика». В связи с этим в рамках открытия выставки пройдет встреча с автором и презентация книги, которая «полновесно отражает творчество известного петербургского художника, недюжинного мыслителя и литератора А. П. Зайцева» (Н. Благодатов). Экспозицию составили 33 графических произведения мастера – это рисунки тростниковым пером, работы, выполненные темперой и в смешанной технике, литографии. Некоторые из них будут выставлены впервые. Часть из работ, представленных в малом зале арт-центра «Борей», опубликована на страницах «ЦЭЮЯ» в качестве иллюстраций. «В изобразительном искусстве нашего города в последние полвека образовалось несколько направлений, выраженных достаточно определенно. С именем А. П. Зайцева связывается одно из них, весьма важное, влиятельное и плодотворно развивающееся не только в Петербурге. Ведь Александр Павлович не только замечательный художник, но учитель-проповедник и оригинальный мыслитель с глубоко пережитым художническим мировоззрением, которым он щедро делится с учениками и единомышленниками. Фундаментом, на котором строится его творчество, является идея о математических законах художественного формообразования и построения композиции… Как средневековый алхимик, художник, стремясь к невозможному, открывает все новое, углубляясь в архаику, провидит грядущее, за Эросом ощущает Танатос, заколдовывает самый простой предмет, человека погружает в праисторию, а замшелых жителей российской глубинки вытаскивает в современность… Творчество Александра Павловича Зайцева занимает неоспоримо важное место, обозначив особую ветвь экспрессионизма в сочетании неодолимых страстей бессознательного и устремленности к божественной гармонии чисел. Особенно явственно это приоткрывается в «эрмитажной» серии, где аналитическое открытие дивных построений старых мастеров производится трагическим мастером ХХ века». Николай Благодатов, Александр Павлович Зайцев Начиная с 60-х гг. Александр Зайцев копировал и создавал интерпретации картин старых мастеров в Эрмитаже. Эрмитажный опыт явился почвой для создания своего метода аналитического копирования, в котором заложены математические принципы построения композиции. Впоследствии эти идеи развивались в многогранной педагогической практике художника; было положено начало школе математического интерпретирования. Начал применять эти законы в живописи графике и скульптуре. 1964–1965 гг. – преподавание в училище им. Серова. С 1997 г. издал несколько книг: «Письма к молодому другу», «Кочевье», «Об оном», «Любовные парадоксы», «Метод рисунка». Принят в «Российский межрегиональный Союз писателей». В начале 2011 г. была издана книга «ЦЭЮЯ. Литература. Графика», содержание которой составили поэтические и теоретические тексты А. П. Зайцева, вошедшие в предыдущие издания и опубликованные впервые. В качестве иллюстраций представлены репродукции 160 графических и живописных произведений автора. Выставки 1997 – «Александр Зайцев и его круг». Пергамский зал музея СПбГХПА Персональные выставки 1981 – Санкт-Петербург: Елагин дворец, Таллинн: Музей Кик ин де Кек Произведения Зайцева находятся в ГРМ, в музее «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, в музее Городской скульптуры СПб, в Государственных музеях изобразительных искусств Ярославля, Томска, Саранска. В Музее Нонконформистского искусства и в частных коллекциях и галереях разных стран мира. Персональный сайт А. П. Зайцева: www.alexandrzaycev.com
|