«КОЛОМЕНСКАЯ, 14»
|
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Андрей Хлобыстин. "Коломенская, 14" «Семь художников, участвующих в выставке "Коломенская, 14", различающиеся по возрасту, стилистике, технике своих произведений, и судьбе в искусстве объединены тем, что вышли из стен одной школы. Эта школа, готовившая молодых людей к поступлению в петербургские художественные вузы и располагавшаяся в большой квартире на ул. Коломенской, 14, именовалась "Студией Суворова" по имени блестящего преподавателя рисунка "мухинской" школы — Василия Ильича Суворова (1902-1991), руководившего ею вплоть до года своей смерти. Понятие "школы" в Петербурге неоднозначно, и само по себе интересно для рассмотрения. В истории искусства существует, например, понятия "парижская школа", объединяющее художников разных национальностей по стилистическому принципу, или "школа Рубенса", указывающее на принадлежность к мастерской одного учителя. В современном русском искусстве считается, что петербургская школа, в целом, отличается большим консерватизмом, тяготеет к живописному формализму и образности, в отличии, прежде всего, от школы так называемого "московского концептуализма". В Петербурге две старые фундаментальные школы — Академия Художеств и Художественно-промышленная Академия им. А. Л. Штиглица. В тоже время, многие художники, обучавшиеся в "Репе", "Мухе" или "Серовнике" влились в богемные ряды независимого искусства, именовавшегося в советское время "андеграундом" или "нонконформизмом". И если в Академии или Мухинском училище студент в любом случае принадлежал мастерской какого-то преподавателя, то в среде вольной богемы понятие "школы" стало редкостью. В 1960 — 1970-е гг. еще существовали школы Стеригова и Сидлина, занятые формальным и методологическим поиском, но в 1980-е их пафос заметно иссяк. Последняя попытка форсировать ситуацию в этом направлении была предпринята Тимуром Новиковым в 1990-е гг. с его Новой Академией, напоминавшей одновременно «семейную» академию эпохи Ренессанса и "Фабрику" Уорхола, но в начале 2000-х и она прекратила существование. Отсутствие Школ, отсутствие Учителей — вот характерная черта (и проблема?) современного петербургского искусства. Поэтому отслеживание "генеалогии" отдельных художников, групп, того или иного типа творчества в Петербурге представляет интерес и приносит пользу для культурного самосознания "родства непомнящих". Говоря о представленных в экспозиции галереи "Борей" художниках, необходимо говорить, прежде всего о "мухинской" школе рисования. В 1945 г. было возрождено Ленинградское Художественно-Промышленное Училище (в 1953 г. ЛХПУ было присвоено имя В.И. Мухиной), и в системе его обучения особую роль стала играть кафедра, на которой шло преподавание академического рисунка."Являясь общевузовской, кафедра рисунка участвовала в формировании творческого лица студентов фактически всех отделений училища".1 В.И. Суворов, определяя традицию принципов этого преподавания вспоминал: "Своим активным отношением к восприятию и передаче пластики форм реального мира преподавателям кафедры были близки идеи школы А. Ашбе и П. Чистякова. Позднее Суворов писал: "(…) так получилось, что в Ленинграде ясно обозначились две системы, две школы: "академическая" (Института им. И.Е. Репина) и "мухинская" (ЛВХПУ им. В.И. Мухиной). Специфика нашего вуза требовала большей конструктивности рисунка, тогда как задачи станкового вуза (имеется в виду Институт им. И.Е. Репина — Авт.) склонялись в сторону большей образности".2 В 1950-1960-е гг. (когда кафедрой рисунка руководил С. А. Петров) сложились основные черты так называемой "мухинской" школы рисунка. Учителями Петрова были обучавшийся в школе Ашбе Д.Н. Кардовский, и его ученики — Н.Э. Радлов, В.И. Шухаев. Здесь необходимо сказать несколько слов об Антоне Ашбе (1862–1905) — знаменитом словенском художнике-педагоге, с 1891 г. руководившем частной художественной школой в Мюнхене. Для того, чтобы обозначить роль этой школы для русского искусства, достаточно сказать, что в ней учились М. Добужинский, И. Билибин, И. Грабарь, Д. Кардовский, Е. Маковская, Д. Бурлюк, К.Петров-Водкин, В. Кандинский и др. Ашбе "обращал внимание учеников только на основное, главное, заставляя отбрасывать мелочи. Важна была только "большая линия" и "большая форма". (…) Нельзя было работать слишком случайно и слишком копировано. Здесь, в этой школе, становилось ясно, что в рисовании не надо никакого шика, что скромность и есть союзник хорошего рисования. А значит правдивости и искренности. Он учил рисовать не вообще человека, а данного человека. (…) Учил учеников знаменитому "принципу шара". Закон, который нужно было соблюдать — "все, что ближе к вам — светлее, все, что дальше от вас — темнее; все, что ближе к источнику света — тоже светлее, что дальше от него — темнее".3 Рисование, построенное на размышлении и анализе формы, восходящее к микеланджеловскому "отсеканию лишнего", вышло в "мухинской" школе на новый виток в творчестве группы "Эрмитажников". Эти представители "мухинской" школы, занимавшиеся в Эрмитаже под руководством Г.Я. Длугача практическим анализом шедевров великих мастеров типа Пуссена или Веронезе, в 1970-е добавили к старой "ашбеевско-мухинской" системе достижения гиштальт-психологии, занимавшейся исследованием восприятия, и ставшей в СССР широко популярной в художественных кругах благодаря исследованию Рудольфа Арнхейма "Искусство и визуальное восприятие" (М.: Прогресс, 1974). "Эрмитажники" пытались найти структуру художественного произведения, подчиняющуюся законам природы человеческой психо-пластики, достигая иногда прямо-таки мистических эффектов, когда в результате анализа "Тайной вечери" Рембрандта А.П. Зайцев обнаруживал там "зашифрованную" великим голландцем фигуру повесившегося Иуды (!) В конце 1980-х на художественной сцене пластический язык и аналитические навыки "мухинской" школы развивала группа "Кочевье", обогащавшая свой экспрессивный язык литературными, экзотическими и фольклорными чертами. Вернемся к изостудии Суворова на Коломенской, 14. В.И. Суворов — выпускник Академии Художеств (он так же учился у Кардовского и Шухаева) пришел преподавателем на кафедру рисунка в 1946 г. С 1951 г. он руководил подготовительным отделением, организованным при кафедре рисунка для желающих поступить в ЛХПУ. "Наряду с этим Суворов был создателем и бессменным руководителем студии изобразительного искусства при Доме санитарного просвещения"4, ученики которой часто становились студентами художественных вузов. Этот опыт подготовительного обучения рисунку лег в основу преподавания в "студии Суворова" на Коломенской, 14. Нынешний руководитель студии — Валентина Борисовна Иванова пришла в студию Суворова в 1961 г. В 1974 г. она окончила с отличием факультет монументальной живописи в Мухинском училище. С этого же года она стала вторым педагогом изостудии, а с 1991 — её руководителем.5 Представленные на нашей выставке художники учились в "студии Суворова" в конце 1980-х — начале 1990-х гг. — времени радикальных перемен в жизни страны и в искусстве. Обстановка в учебных классах была спартанской, плата за обучение — минимальной и в некоторых случаях превращалась в чисто символическую. Это был дружеский круг людей поддерживавших друг друга и просто на бытовом уровне: случалось, что Ильдар Четышов готовил большую кастрюлю фасоли на всех, а тот, кому негде было жить, ночевал в студии на раскладушке. В центре обучения было рисование: штудировали гипсы, но главным было рисование живой натуры — для начинающих — портретов, для старших — обнаженной натуры. Валентина Борисовна требовала не механического срисовывания, бессмысленного копирования натуры, а выявления формообразующих схем, нахождения "конструкции". Рисование становилось способом мышления, ответственной духовной и мыслительной работой. За внешней простотой и даже суровостью этих образов скрывается внутренняя глубина и осмысленный труд. То, что для широкой публики является петербургским искусством — тонкая пленка на поверхности темных потаенных глубин, где его питают как безумцы, так и тихие, внешне не заметные подвижники творчества. В Петербурге существует масса самых разнообразных художников, о которых трудно предположить, что их что-либо может связывать, но тем не менее, эти люди когда-то все вышли из одной изостудии, пройдя жесткую и проверенную десятилетиями школу рисования-размышления. В условиях упадка и деморализации, которое переживало академическое художественное образование в эпоху перемен, продолжалось поддержание канона во всей его строгости. Школа В.Б. Ивановой принадлежит к числу внешне не броских явлений, на которых, как на фундаменте и несущей конструкции стоит вся махина храма искусства великого города. 1. Куриляк Р. П., Мартыненко В. П., Пугин В. В. Школа рисунка в Соляном переулке: Страницы истории // Краеведческие записки: Исслед. и материалы, 2000. Стр. 161 2. Там же. Стр. 160 3. http://artru.info/uch/26/ 4. Куриляк Р. П., Мартыненко В. П., Пугин В. В. Ук. Соч. Стр. 163 5. Сегодня изостудия существует под крышей подросткового клуба «Перспектива» на ул. Чайковского, 1. УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ: Иванова Валентина Борисовна. Четышов Ильдар Рафагатович Карпенков Денис Васильевич. Губарева Татьяна Ивановна Савво Алексей Леонидович Оласюк Иван Иванович Сен Гир Ян |