191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Александр Досужев. ГЕОМЕТРИЯ ЧУВСТВ. Живопись

11 сентября - 4 октября 2025

в залах галереи

«Я не копирую природу, а стремлюсь соответствовать ей,
чтобы создать нечто прекрасное. Настоящий художник всегда
по-новому показывает божественно прекрасный и
дьявольски сложный мир» .
       Александр Досужев

Александр Досужев относился к плеяде мастеров новейшей истории искусства, которая берёт своё начало в 70-х годах ХХ века. Это один из выдающихся художников той волны, которых было принято называть «нонконформистами». Так называли художников, которые отстаивали собственные позиции, своё видение мира, противопоставляя своё искусство общепринятому мнению.

После окончания художественно-графического факультета педагогического института Александр Досужев решил остаться и работать в Витебске. Он не просто стал «витебским художником», он проникся лучшими идеями и традициями витебской художественной школы, которые стали смыслом и сформировали концепцию всего его творчества. Александр назвал эту, рождённую 30 лет назад, концепцию ПЛИП – по первым буквам понятий: Поверхность, Линия и Пятно. Эти три категории выражают интегративное существование разнородных принципов. Поверхность являет собой аналог пространства Бесконечности, невозмутимость бескрайнего моря Бытия, совершенство и полноту Беспредельности. Линия представляет радикальные тенденции к разрыву этого пространства, через который должно быть проявлено новое откровение, то, что никогда не было и принципиально невозможно для самого порядка существования. Поверхность – это выражение пространства абсолютного бытия, Линия являет тенденцию к разрыву его ткани. Пятно же представляет собой принцип самозарождения жизни и сгустков осознания, которое может обладать свойствами Космического Яйца. Взаимодействие этих трёх категорий раскрывает сложную космологическую систему, которую сформулировал и выразил в своём творчестве Александр Досужев. И в каждой картине художника выявлены особые принципы этой тайны взаимодействия.

Александр Досужев обосновал авторскую идею ПЛИПа так: «Вечная Поверхность — наша земля. Линии рек, дорог и наших судеб. Пятна полей, лесов и наших лиц постоянно меняют свой цвет». В основе композиций ПЛИП лежит создание художественного пространства с помощью соединения цветной плоскости, неправильных форм, плавных и ломаных линий. Впоследствии художник заметно отойдёт от относительной простоты начального периода, чтобы соединить, казалось бы, несовместимое: чувственность и концептуальность. ПЛИПы второй волны — это композиции с одной стороны упрощённые, с другой — наполненные определённой выразительной содержательностью; работы, в которых художник, по его словам, «соединил жёсткость линий Малевича и романтику Шагала». С помощью этих «инструментов» художник пишет красное море, белый мир и желтую субмарину. Будто шифрует чувства в параллельные или изломанные линии и сложные фигуры. Но главным всегда остаётся цвет — он принимает форму художественного ПЛИПа.

Не случайно работы именно этого периода снискали наибольшую популярность, получив высокую оценку искусствоведов и любителей авангардного искусства. Художнику удалось создать произведения, которые с одной стороны, обладают своим уникальным почерком – их можно без труда отличить по стилю, цвету, экспрессии, с другой стороны, они, как нельзя лучше, отражают стиль и дух витебской школы. И именно из работ, в большинстве своём относящимся к этому плодотворному периоду, собрана эта экспозиция.

Позже художник, однако, вернётся к истокам своей концепции, но уже с большим, чуть ли не утрированным, уклоном в наглядность масштабных полотен и выразительность рваной геометрии фигур, изображённых на них. Максимально упрощая композицию и вместо масляных красок используя акриловые, художник всё так же остаётся верным своему кредо и творческому почерку. Концепция ПЛИП становится проявлением той гармонизации, которая отличала личность Александра Досужева, определив совершенно особое место творчества художника в культурном контексте современности.

Александр ДОСУЖЕВ
1944 — 2014

Родился в деревне Пуховичи Минской области. В 1970 окончил художественно-графический факультет Витебского педагогического института. Участник городских, областных и республиканских выставок с 1965. Член творческого объединения «Квадрат» с 1987. Участник выставок в России, Польше, Испании, Латвии в составе т/о «Квадрат». Член Белорусского Союза Художников с 1989. Председатель Витебского Областного Союза Художников с 1997. Автор творческой концепции ПЛИП — Поверхность, Линия И Пятно. Живопись, графика, монументальное искусство, инсталляция, перфоманс.

Работы автора находятся в фондах Витебского художественного музея, музея Витебского центра современного искусства, в национальных галереях и частных коллекциях США, Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Польши, Израиля, Латвии, России, Белоруссии, Украины.

Официальный сайт художника: www.dosart.ru

MENU