ГАЛЕРЕЯ 10Х15 / В КОРИДОРЕ БОРЕЯ
Галерея Борей, проект «10х15» и коллекционер Кирилл Авелев представляют восьмую выставку цикла «Последний мирискусник Ленинграда»:
Петербургский миф придумали мирискусники. Последним всполохом прекрасной эпохи сверкнули открытки близкого им КПХИ (б. Община Св. Евгении). Ленинград конца 1920-х снял для открыток фотограф Владимир Пресняков. Один и почти все.
Надо заметить, почтовая карточка произвела прорыв в коммуникации XX века, надолго утвердив картинку оборота главным медиа визуального. Вплоть до появления телевизора.
В 1927 Пресняков снял серию сквозь статуи на крыше Зимнего. Изящно, как энтомолог бабочку, фотограф поймал гений места среди барочных форм и просторов реки. Возможно, наперекор пафосу «Октября», который там же снимал Эйзенштейн.
В 1937 Преснякова расстреляли. Как и все жертвы террора, эрмитажный фотограф стал фигурой умолчания. До войны и сразу после некоторые снимки проскакивали в печать анонимно. Город надолго сковал лед страха.
В Оттепель «оттаявшие» кадры разлетелись на цитаты. Как чайки над вольной Невой. Вышли открытки Рафаэля Мазелева и первые цветные Ильи Голанда. Позднее Ильи Наровлянского и других мэтров парадного Ленинграда, отливших эрмитажные виды в бронзе альбомного глянца.
Особняком притаилась серия Марка Сермана, снятая в застойном 1974. Как и Пресняков, фотограф оказался на крыше дворца в составе съемочной группы. Город засыпал в дымке ленинградского сфумато. Получилась поэтичная сюита красоты увядания. Осень петербургского средневековья. Увы, так ни разу в невских берегах и не прозвучавшая…
Благодаря Преснякову эрмитажные изваяния вошли в пантеон наших genius loci наравне с ангелами Дворцовой и Петропавловки, возведя в канон небесную линию города на Неве.
Фото-открытки Владимира Преснякова, Рафаэля Мазелева, Ильи Голанда, Ильи Наровлянского. Из коллекции Кирилла Авелева.