СВОЕВОЛИЕ ЛИНИЙ
|
|||
Ирина Фёдорова Любимыми художниками в разное время были разные люди, например: Сальвадор Дали, Ван Гог, Сезанн, Обри Бердсли, Хокусаи, Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Гоген. «Для меня искусство — это способ размышления. Я даже скажу, что это способ размышления о действительности, поиск того, как ее можно объяснить, попытка построить мост между действительностью и собой, между внешней и внутренней стороной себя. Искусство — это что-то неотъемлемое, необходимое условие существования. Духовный поиск, ментальное странствие. Я проиллюстрировала несколько книг (сборник психологических этюдов «Из тени в свет» Г.Бобровой, сборник стихов Анастасии Усачевой «Преувеличение слуха», сборник стихов Елены Губарь «Девятый Вавилон» и др.), и в общем-то довольна и результатом и процессом. Иллюстрации к книгам — отличный способ завязать беседу и с автором и со зрителем. Иллюстрации — это в какой-то степени мост между внутренним миром книги (то есть текстом) и внешним (то есть человеком, держащим книгу в руках). Соответственно, мне нравится создавать такие мосты. Возможно, это любовь к литературе и филологическое образование накладывает свой отпечаток. Некоторые графические листы служат основой для моих собственных рассказов, другие листы становятся иллюстрациями к этим произведениям. В период с 1999 года по настоящее время по самым скромным подсчетам создано около 2500 графических листов. Я условно выделяю разные серии работ. В основном работы сгруппированы в серии в соответствии со временем создания, техникой исполнения и/или затронутой тематикой. Работы собираются в серии скорее спонтанно чем преднамеренно. Чаще всего серию специально не планирую, она складывается сама из того, что мне интересно в данный конкретный период времени. Поскольку искусство для меня это в том числе способ интуитивного исследования мира — могу выделить некоторые темы этого исследования. Вот их названия: "внутри культурной ойкумены" (1999-2002), "долина темноты" (2002-2003), "пустыня" (2003), "пламя в либиринте" (2003-2004), "простой город" (2004-2006), "земля" (2005-2006), "театр" (2005-2010), "философский гламур" (2005-2007), "жидкий воздух" (2006-2007), "Синяя Борода и ангел" (2007-2008), "море/вода" (2008), "Вавилон" (2008-2010), "магия" (2009-2011)» Федорова Ирина Викторовна, артистический псевдоним Amnephis. Подписываю работы или «ИВ» или «Amnephis» СВОЕВОЛИЕ ЛИНИЙ Образ рождается из линий. Линиями он осмысляется. Его готовая форма, по сути пластика, есть высказывание. Литературность и шире культурологичность – одна из основ образного строя у Ирины Федоровой. Само собой слово «зритель» уступает место «читателю». Далеко не всегда это конкретная сюжетность, скорее исходная точка для аллюзий, запутанная дорога ассоциаций для странствующих между строк. Рассматривая графику Ирины Федоровой, прежде всего отмечаешь, с каким вкусом выполнена каждая работа. Узнаваемая стилистика модерна: текучесть, плавность линий настраивает чувства на свой лад. Метаморфозы рисунка, скрытые обычно превращения предметов открываются в своей взаимосвязи, «вещь в себе» оказывается вещью для нас. Человеческие фигуры, овеваемые ветром времени, готовы стать чем-то иным, во внешнем проявить внутреннее: характер, желания, фантазии. Графика художницы иллюстративна, рисунки эмоциональны. Чувства, обретая пластическую форму, становятся похожими на танец, изящный и грациозный, он, как правило, лишен драматизма, но привлекает своей легкостью, красотой воплощенного образа. Ирина использует различные техники. «Быстрые» наброски: фигуры людей, возникающие из единой линии, выразительные в «мгновенной обретенности» из пустоты, стремительные наброски улиц, где белое поле листа – полноправный участник – воздух и пространство города, который в ряде других работ, преображенный видением художника, теряет реалистичность, детальная точность сменяется правдой поэтического образа, шаржем, где мягкий юмор искаженных форм вызывает улыбку узнавания. Ярко выражен момент игры, полем действия которой служит история живописи, становящаяся живой основой для собственных фантазий автора. Драматическое напряжение появляется в работах типа «Дракула и его жена», резкие линии, вырвавшись на волю, заполняют весь лист жесткой паутиной, персонажи сумрачны, как тяжелые сгустки энергии, сосредоточенные на самих себе, они искривляют пространство и служат источником смерчей. Цветовое пятно (тушь, акварель или аппликация), как и полная заливка – один из частых приемов, создает контраст с тонкими линиями и в то же время подчеркивает благородство пропорций рисунка. Художница своеобразно использует орнамент: начинаясь в неведомой точке, он разрастается во все стороны, объединяя место встречи, одежды и тела героев, вырастает в портрет, по пути образуя растительные и геометрические формы, живых существ и бытовые предметы, трогательные своей домашностью в этом диком лесу, соединяется в инициалы ИВ. На некоторых работах можно увидеть стихотворения (автор Анастасия Усачева), созданная гармония текста и рисунка напоминает каллиграфию, где само слово является картинкой. Декоративные работы (гуашь, акрил) открывают новые возможности для экспериментов с формой, свидетельствуют о неизменном вкусе художницы. |