191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Лев Звягин. «Сталкер»

23 мая - 3 июня 2006

«СТАЛКЕР»
черно-белая фотография
в залах галереи
куратор – Вальран
   

Лев Звягин родился 18 августа 1939 года в Гатчине, умер 9 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге. Во время войны был в эвакуации в деревне в Кировской области. После средней школы учился в ЛЭТИ и Гидрометеорологическом институте. Служил в армии. Фотографией увлекся в начале 1970-х годов. Учился у друзей-фотографов. С середины семидесятых работал фотографом в Комбинате шерстяных и технических сукон им. Тельмана, где у него была фотолаборатория. В собственной квартире он также оборудовал лабораторию, где занимался творческой фотографией. Снимал фотоаппаратом «Киев», «Салют», после перестройки — «Canon».
Как фотограф был необычайно скромен и никогда никому не навязывал своих фотографий. Единственная выставка, в которой он, несомненно, участвовал, была в Литературно-мемориальном музее  Ф. М. Достоевского в 1981 году в связи с открытием литературного «Клуба-81».
Снимал городские пейзажи, пригородные парки, портреты художников и литераторов ленинградского андеграунда.

Лев Звягин — представитель ленинградского фотоандеграунда, старший брат известного писателя Евгения Звягина, через которого он познакомился со многими художниками и поэтами независимой культуры. Круг общения определил портретируемых. Это, с одной стороны, писатели и поэты – В. Алексеев, В. Нестеровский, С. Стратановский, Е. Звягин, с другой стороны, художники – А. Басин, В. Гаврильчик, Т. Новиков, Е. Фигурина, Н. Зверев, С. Добротворский и др. Примечательно, что Лев не делал постановочных портретов, а снимал своих друзей в той обстановке, в которой они жили. Художник  А. Барков снят на «рабочем месте» — в котельной, в мастерской А. Басина запечатлено скудное застолье художников, Е. Звягин разливает портвейн в мастерской В. Гаврильчика, С. Добротворский пишет холст, похмельный А. Зверев стоит на трамвайных путях Владимирского проспекта, Т. Новиков играет на флейте, т.е. подлинные документальные свидетельства жизни ленинградского андеграунда с точки зрения участника этих событий.
В 1970-е годы Л. Звягин снимал городские мусорные свалки. Пожалуй, он первым из ленинградских фотографов из «мусора» создал художественные проекты, которые сегодня вполне можно назвать экологическими. В его проекте «Сталкер» мусор  становится героем пейзажей, а в «Коллекторе» Л. Звягин  кадрирует свалки как натюрморты. Если серию «Сталкер» можно рассматривать как экологический  репортаж советского периода, то в «Коллекторе» осуществляется сознательная и последовательная валоризация и эстетизация мусора.
Лев Звягин задолго до того, когда экологическая проблематика стала злободневной в нашей стране, не только открыл эту тему в своих фотографиях, но и сделал «мусор» героем своих произведений, тем самым, наделив его художественной ценностью и эстетической значимостью.  

MENU