Детское творчество
Студия Майи Хлобыстиной
В Малом зале
Две картины стали основой для выставки 2024 года – это «Похищение Европы» (1910) Валентина Серова и «Купание красного коня» (1912) Кузьмы Петрова-Водкина. Казалось бы, что между ними нет ничего общего, ничего объединяющего. Тем не менее, мы попытались выстроить некоторые взаимосвязи.
Оба художника, и Серов, и Петров-Водкин, решали для себя новые, нехарактерные для их творчества задачи (на тот момент). Серов – реалист, один из лучших портретистов своего времени, создает картину плоскостную, декоративную. Он фантазирует на тему древнегреческого мифа, слегка искажая литературную основу, но следуя традициям недавно открытой Крито-Микенской культуры: сочетание ярких, лаконичных, дополнительных по отношению к друг другу оттенков, условное изображение фигуры и лица царевны Европы, подобное древнегреческой статуе Коре, лишенное индивидуальности и эмоций. Еще вспоминается знаменитая фреска Кносского дворца, Таврокатапсия или Игра с быком, или прыжки через быка, цветовые сочетания которой повторяет художник в своей картине-эксперименте.
Важным для нас – тем, на что делался акцент, – было композиционное решение картины. Построение сделано по диагонали из нижнего левого угла к верхнему правому, в этом направлении плывет бык-Громовержец. А фигура царевны располагается почти по вертикальной оси симметрии полотна. Выстроив такую схему, мы достаточно легко компонуем картину и это, вкупе с цветовым решением – сочетание цвета фона с терракотовым цветом быка, – делает работу посильной для выполнения самыми юными авторами шести-семи лет.
А что же Красный конь? Позвольте предложить вам создать собственную композиционную схему этой картины. (Это можно сделать в книге отзывов). Будет интересно, насколько совпадут наши аналитические опыты…
История МИИ
В 2015 году в организованной Майей Хлобыстиной художественной студии родился замысел по изучению истории искусства через воспроизведение мировых шедевров. Основная идея заключалась в том, чтобы объединить в единое целое две разные по принципу познания, но близкие по содержанию дисциплины: одну теоретическую, другую – практическую историю искусства с рисованием. Таким образом, программа «Маленькая история искусства» направлена на знакомство и своеобразное погружение юного человека в основы развития изобразительного искусства и овладение навыками живописи и рисунка одновременно, как единый предмет.
В мае 2016 студия завершила свой первый сезон масштабной выставкой в галерее Борей в Санкт Петербурге. В ней приняло участие более 70 работ, отобранных более чем из 150. И это была «Маленькая история европейского искусства». Впервые представленный широкой публике, проект получил высокую оценку профессионалов, художников и искусствоведов, а сама выставка была очень популярна и собрала большое количество восторженных отзывов. С тех пор, каждый год студия заканчивала учебный сезон выставкой. А иногда и двумя одновременно на разных площадках. Так в 2017 году, в конце мая – начале июня, прошли сразу две выставки: «Маленькая история русского искусства» вновь в галерее Борей и «Неизвестная и другие шлягеры» в Музее Современного искусства им. Дягилева СПБГУ (эта выставка была посвящена самым известным картинам из русской живописи, ставшими объектами массовой культуры: «Неизвестная», «Утро в сосновом лесу», «Девочка с персиками» и др.) Из года в год, уже разные поколения учеников занимались в студии «Маленькая история искусства» и представляли результаты своей деятельности на выставках. В 2018 и 2022 годах – «Маленькая история русского авангарда» и «Долой ваше искусство. Привет через 100 лет» в Музее Петербургского авангарда Дом Матюшина. В 2019 снова в Борее, а в 2021 опять две выставки одновременно. В пандемийный 2020 год Музеем Современного искусства им. Дягилева была организована виртуальная выставка.
С 2018 года программа «Маленькая история искусства» преподается на базе Детского Творческого Центра «Театральная семья» Невского района Санкт-Петербурга.
В начале 2021 года выходит книжка М. Хлобыстиной «Маленькая история искусства. Первые 11 шагов», изданная коллаборацией издательств «Борей Арт» и «Детское время». В книжку вошли лишь 11 занятий из большой программы, больше не позволил вместить формат издания.
«Это тот редкий случай, когда и детям повезло и мастеру. Именно она привнесла в обучение детей ремеслу рисунка и живописи абсолютно новые задачи и с необыкновенной внешней лёгкостью добилась прекрасных результатов…
Меня поразило, как педагог дает ребёнку возможность познавать шедевры искусства, произведения гениальных художников разных эпох. Но в той же степени меня изумляют дети, сами выбирающие объекты для собственного познания и воплощения своей интерпретации. Уверена, каждый смотрящий эту галерею образов улыбнётся и скажет гениально! Преувеличением не будет».
Т.С. Юрьева, профессор СПб ГАИЖСА им. Репина, доктор искусствоведения
«Идея совместить занятия рисунком и живописью с изучением истории искусства, мысль оригинальная и плодотворная. Речь идет не о параллельных занятиях — на одних учатся рисовать, на других изучают историю искусства, — а о непосредственной работе с произведениями известных мастеров. Как преподавателю мне хотелось бы сравнить этот способ работы с современными интенсивными методиками обучения языку, которые элиминируют искусственно создаваемые трудности при традиционном обучении. Здесь в одно и то же время учимся смотреть и видеть, чувствовать цвет (какой он), создавать колорит (почему такой, а не другой), осваивать композицию, улавливать разницу стилей и изобразительных приемов, и тем самым, без всяких натужных умствований и непонятных теорий красоты становимся своими людьми в мире изобразительных искусств. А значит, научаемся смотреть незамыленными глазами на мир — просто, большой мир вокруг нас, — которого мы чаще всего не видим».
А.Г. Погоняйло, профессор СПбГУ, доктор философских наук
«Методика М. Хлобыстиной на практике оказывается захватывающе интересной: увлеченный рассказ о логике «построения» картины обрамляется сюжетным высказыванием. Точно расставленные акценты формируют каркас композиции. Органично выстроенное «повествование», подкрепленное особенностью выбранной техники – живопись, рельеф или объемная композиция, формирует мозаичное визуальное полотно. Осталось скрепить и увязать детали оптическими параллелями и образными связями».
Ольга Кошкина, кандидат искусствоведения