191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Михаил Ильин. Живопись

13 - 24 марта 2007

"ЖИВОПИСЬ"
в малом зале
 Михаил Ильин
1934 – 2006

Родился 28 марта 1934 года в Ленинграде.
В 1959 году окончил Ленинградский Первый Медицинский институт.
С 1980 года начинает систематически самостоятельно заниматься живописью.
Участник выставок с 1986 года.
Участник «Мастер Класса» 1993 – 1995 г.г., Санкт-Петербург.
Работы находятся в частных собраниях Росии (Санкт-Петербург, Москва), Германии (Берлин, Наббург), США, Финляндии (Хельсинки, Эспо).

 
     

Михаил Петрович Ильин – художник

Его живопись может очаровывать с первого взгляда. Видно, что автор испытывал наслаждение нанося краски на холст. И какие краски. Само их составление, а затем расположение на холсте в прекрасных и живых сочетаниях, кажется, доставляло художнику неизъяснимую радость. Вместе с тем картины Михаила Ильина отнюдь не декоративные абстракции. Главное к чему стремился этот живописец – передача красоты кипения зримой жизни.
Почему же столь привлекательные качества его творчества не выдвинули его в плеяду наших знаменитостей. Думается, что тому есть несколько причин.
Одна, лежащая на поверхности, в том, что самое живопись как таковая последние годы заглушена потоком новейших течений и технологий. Не редкость разговоры об её устарелости и неспособности быть «актуальным» искусством. Но даже среди живописцев, самоотверженно преданных холстам, кистям и краскам художник Михаил Ильин недостаточно известен. Дело в том, что сам он очень мало прилагал усилий, чтобы прославиться, отчасти потому, что не был связан с искусством профессионально, отчасти из-за своего отношения к искусству — ведь он был ещё и коллекционер, то есть трепетный поклонник и знаток чужого творчества.
Но, на мой взгляд, есть еще причина – его, так сказать, стилистическая позиция. Очевидно, что Михаил Ильин – русский художник второй половины ХХ века. Как художник он стал работать сравнительно поздно, хотя как любитель искусства имел большой опыт и перед ним развертывались множество путей. Наиболее близким ему из окружающих оказалось содружество трех петербургских художников, прославившихся с 80-х годов Феликса Волосенкова, Валерия Лукки и Вячеслава Михайлова. Все они смело экспериментировали с формой и техникой, не отрываясь от фигуративности, но степень обобщения в их работах подчас доходила до границ с абстракцией. Ильин не стал экспериментировать столь смело. Его стиль, испытавший влияние фактурных разработок этих художников и их экспрессивной деформации натуры, тем не менее остался в рамках традиционной для тех лет эстетики — свободного живописного реализма, опиравшегося на находки 20-х годов, но притом с заботой о красоте целого.
Есть успешные художники, чьи красивые картины-вещи, чуть «подперченные» современностью, заполняют салоны, и их известность не уступает, подчас, известности творчески работающих живописцев. Красивые произведения Михаила Ильина не могут соперничать с броским и элегантным пустым «салоном». Для этого они слишком насыщены чувством. Но чувство в его работах не проявляется столь безоглядно, как в работах живописцев-экспериментаторов. Поэтому для любителей салонных красивостей он слишком «дик», а для жаждущих современных откровений слишком традиционен. Это, однако, не «сидение между двумя стульями», а самовыражение яркой личности. Его творчество определенно, самодостаточно, и, безусловно, имеет и будет иметь своего зрителя.
Пейзаж, наверное, самый распространенный в наше время жанр является основным и в творчестве Ильина, но он сумел вложить в него свою интонацию. Это нахождение точки пересечения между состоянием мотива, внутренним романтическим волнением и красотой поверхности холста. Разумеется, многие художники заняты тем же самым, и у каждого эта «точка» своя. Всегда узнаваема она и в работах Ильина. Работы полны  энергичного движения. Светлый, утонченный колорит объединяет кажущееся буйство красок. Композиционный простор позволяет охватывать сразу всю картину. Фактура, мазок легко разрешают  двойное прочтение объекта и импульса. Небольшие, домашние или этюдные форматы на первый взгляд могут показаться тесноватыми для картин, особенно панорамных, но ведь все  делалось, как правило, «для себя», а не для репрезентативных выставок. Думается, они ещё впереди. И «свой» зритель обретет, наконец «своего» художника.
Николай Благодатов.
06.01.2007. СПб.

MENU