191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Мурад Гаухман-Свердлов. Живопись.

9 - 20 августа 2011

Мурад Гаухман-Свердлов «ДОСПЕХИ БО»
Живопись
В залах галереи

              

Гаухман non stop                                                    Александр Секацкий

"Оценить творчество художника в целом, не имея в виду конкретной выставки или конкретного повода (типа юбилея) задача не то что бы сложная, но основательно забытая. Современная художественная политика, ориентированная на точечные предъявления (презентации) предполагает, что за пределами этих разовых вспышек изобразительное искусство как бы вовсе не существует. Что такое сегодня интерес к творчеству художника? По отношению к искусству хранимому, то есть к архиву и музею, речь обычно идет о том, чтобы «восполнить пробелы» — попросту говоря, зарегистрироваться в качестве ознакомившегося с оригиналами. Творимое, актуальное искусство должно выражать себя посредством «акций», которые еще иногда называют проектами: на что-то большее ему, творимому искусству рассчитывать не приходится. А художнику приходится выбирать одно из двух: либо скорость, определяющую успех (успеть засветиться в окнах mass media, примелькаться в одиночных и серийных вспышках), либо собственную скорость, зависящую от внутренних озарений, а не от вспышек телевизионных и прочих медийных маяков.

Мурад Гаухман избрал именно этот второй путь – не из каких-то высоких соображений (как и всякий художник, он не отказался бы от дополнительного подтверждения своей признанности, от толики фимиама, приятно щекочущего ноздри), а потому, что он не сторож дару своему. Скорее, он недремлющий привратник, открывающий двери, когда приходит оно, состояние творческого исступления и из всего, что у тебя есть (а также и из того, чего ты в своем доме не знаешь) образуется плавильный тигль, расплав, неожиданно застывающий в форме произведения, но никогда не остывающий до конца. Возникает, конечно, проблема как все это преподнести, но художник в глубине души полагает (и правильно делает), что это, в значительной мере наша проблема, его же первостепенная задача в том, как с этим справиться.

Гаухман справляется в полной мере, объективируя опыт художника и принимая сопутствующую участь. Его работы, подобно самостоятельным существам, обладают высокой степенью автономности, даже самому создателю нелегко ужиться с ними. Нередко Мурад сообщает, что сегодня Сахмет капризничала, отчего ему никак не удавалось заснуть или все валилось из рук. Побродив по его дому среди инфернальных проникновений, не утративших связь со своими первообразами, понимаешь, что это отнюдь не фигура речи. Становится также ясно, что познакомиться с работами художника и поддерживать с ними знакомство, это совершенно разные вещи: лишь во втором случае появляется шанс на взаимную признанность. Одним словом, перед нами творчество, требующее изучения – в отличие от типичных современных «художественных объектов», требующих лишь того, чтобы их заметили (точнее говоря, транслирующих соответствующую просьбу автора). Что ж, можно сказать, изучение идет, пусть, в основном, за пределами художественных площадок и окон mass media, но это пристальное внимание гораздо важнее, чем непрерывное мелькание, достигающее только поверхностных эффектов.

Хотелось бы обратить внимание на метафизическое измерение творчества Мурада Гаухмана. Искусство, даже если оно является изобразительным, отнюдь не сводится к запечатлению встречных объектов и вообще встречного сущего. Нередко, художник, заступающий на вахту, пытается «разглядеть» нечто такое, чего другие не разглядели – и надо признать, что такое всматривание, с бесконечным хождением вокруг да около, сулит еще кое-какие открытия. Но Гаухман не вглядывается в оставшиеся незамеченными подробности, он переключает регистры восприятия и попадает туда, где обнаруженная данность мира не столько предстает перед нами для обозрения, сколько захватывает нас самих. Нечто подобное Сартр говорил о присутствии Взгляда, который мы можем ощущать и без всяких объектов, когда не видим того кто смотрит, а лишь испытываем тревогу или подозрение, от которого не удается избавиться…

Пользуясь терминологией «Ночного Дозора» такое переключение можно было бы назвать выходом в сумрак, но особенность творчества Мурада в том, что оно сообщает о разных сумраках, а главное, — оставляет дверь приоткрытой. Его работы предстают как свидетельства странствий по задворкам бытия, по тем местам, которые лишились присмотра свыше или вообще никогда не входили в состав очевидности, даже в состав простой видимости сущего. Это очень серьезное искусство, такое же, как средневековая теология.

Собственно эстетическое измерение творчества далеко не в последнюю очередь определяется контекстом, например, тем обстоятельством, хотел ли автор нас (а заодно и себя) позабавить или же он сделал все ставки и ничего не пожалел для перевоплощения. То, что с Мурадом Гаухманом дело обстоит именно так, ясно не только для тех, кто знает его жизнь – работы художника свидетельствуют об этом прежде всего. В каком-то смысле полнота перевоплощения препятствует сиюминутному успеху, ведь легкие фракции бросового искусства всплывают на поверхность гораздо быстрее. Но зато художественный опыт Гаухмана уже погружен в глубинное долгосрочное течение: оно не забавляет, не освежает, не помогает держаться на плаву. Оно захватывает и уносит."

Мурад Марксэнович Гаухман-Свердлов (р. 1961)

Живописью начал заниматься с 1980 года самостоятельно при поддержке отца-художника.

С 1991 г. состоит в Союзе художников РФ.

Картины художника, выполненные в экспрессивной фактурно-пастозной технике, выходят, порой, за границы двухмерного пространства плоскости. Широко используются элементы инсталляции и коллажа, сочетания различных материалов и форм.

Персональные выставки

«Черная киса и птицы-бомбардировщики» –  Русский музей, лекторий 1991 г.

1993 г. — «Черная киса и птицы-бомбардировщики-II» – Музей этнографии народов СССР, СПб

1994 г. — «Пасхальный Терминатор» (совместно с художником Ю. Б. Сорокиным), Музей этнографии народов СССР, Мраморный зал, СПб

1998 г. — «Саламандра II», Государственный музей городской скульптуры, СПб

1998 г. — «Сны Гекаты», Борей, СПб

2000 г. — «Император Хаоса» — Арт-коллегия, СПб

2004 г. — «Колыбель Дракона» — Государственный музей городской скульптуры, Новый выставочный зал, СПб

«Сказки на Ночь», Музей сновидений Фрейда, СПб

2008 г. — «Мурад Гаухман-S Живопись», Большой зал Союза художников, СПб

http://mrgauhman.land.ru/

MENU