191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Неизвестная графика Бориса Смирнова

21 октября – 15 ноября 2014

К 111-летию со дня рождения.
Графика. В залах галереи. Вернисаж 21 октября в 18.00.
При поддержке комитета Культуры Санкт-Петербурга.

 

Борис Александрович Смирнов (1903 – 1986) на протяжении без малого трех четвертей прошедшего века выступал в разных областях пространственных искусств: он работал в архитектуре и дизайне; создавал предметные формы, прочувствованные во всех материалах (в первую очередь в стекле); был графиком-плакатистом, иллюстратором, автором фотографий, путевых зарисовок и многочисленных пейзажей; он писал статьи и оставил после себя книгу живых размышлений о своем деле… Необозримо широкая сцена, диапазон и сам выбор видов пластических искусств, позволили художнику пропустить через себя полную драматических событий эпоху без горечи, на той особой ноте свободы, которая в других видах искусства (назовем их «идеологическими») была, как мы знаем, невозможна. Это было высказывание «вопреки», в любых ситуациях Борис Александрович находил в самой жизни и выражал в своем творчестве мелодию, родственную взволнованной речи ребенка в его ни с чем не сравнимой радости узнавания мира.

 

Глеб Ершов: «Борис Александрович Смирнов рисовал постоянно: рисунок сопровождал все стороны его разносторонней художественной деятельности. Архитектор по образованию Смирнов в 1930-х сотрудничает с журналами «Чиж» и «Ёж», работая как иллюстратор в детской книге. Во время войны он служит на флоте, занимаясь маскировкой военных кораблей. После войны он становится главной фигурой в становлении и развитии ленинградской школы художественного стекла. Его рисунки – это своего рода дневник – наблюдений, размышлений, впечатлений, в них можно увидеть мир, окружающий художника и в тоже время проникнуть в лабораторию его замыслов.

Сформировавшись в 1930-е годы стиль Смирнова, меняясь со временем, оказался включенным в самую сокровенную линию ленинградской-петербургской художественной культуры, ставшей уже историей и традицией. Воспитанный на языке графики «Мира искусства», а потом художников «Круга», включенный, будучи архитектором и мастером прикладником в самые смелые формалистические поиски своего времени, художник в рисунке мог варьировать самый разнообразный реестр форм и приемов, демонстрируя универсальную природу своего дара».

 

 

Если одна из важнейших задач и целей искусства — диалог с широким зрителем, можно сказать с уверенностью, что диалог, затеянный Борисом Александровичем и осуществляемый им с первых шагов и до конца жизненного пути, не прерван, что его работы, как и в дни своего создания, находят продолжателей, учеников и поклонников. Они вызывают пылкие дискуссии в профессиональной и в далекой от «художественной общественности» среде, в этом смысле Борис Александрович преподал всем — художникам-профессионалам, пишущей братии и зрителям — некий урок, содержание которого реализуется во времени. Назвать все аспекты творчества этого мастера крайне трудно, потому что они, как растущее зерно, находятся в динамике и проявляют себя по сей день.

 

 

 

MENU