В рамках выставки будут представлены работы из серий «ВДНХ», «Портреты», «О странной жизни вещей», «Цветы на огороде».
Экспозиция состоит из сорока пейзажей, портретов и натюрмортов, посвященных размышлениям о скоротечности времени, его визуальном выражении. Зритель попадает в таинственный мир, пронизанный завораживающим серебристым свечением, где можно увидеть таинство рождения художественных образов в переплетении света и тени, неожиданно высвеченных архитектурных деталях, погрузиться в наполненную неспешной вечностью бездонную пропасть времени.
«Работы построены по кинематографическому принципу и звучат подобно музыкальным этюдам. Некоторые пронизаны ощущением тревоги и недосказанности, щемящего одиночества, другие наполнены светом, уютом и теплом минувших дней. С помощью фотоаппарата, автор фиксирует эфемерные материи, недоступные человеческим чувствам, трансформирует их в прозаичные и обыденные вещи, принадлежащие миру материальному», — так характеризует творчество Ольги Лебедевой искусствовед Мария Колева.
Ольга Лебедева родилась в Москве в 1969 году. Закончила факультет "Графического дизайна" Строгановского училища. Работала в рекламных агентствах и издательствах, в качестве дизайнера, арт-директора.
С 2003 года активно занялась фотографией. Участвует в выставках с 1991 года. Среди последних — выставка, посвященная юбилею Грановского в «Галерее братьев Люмьер», выставка в Центре Высоцкого «Летняя натура. Ялтаучастие в выставках «11 друзей Махан-дами», «Рождественские встречи».
Сам автор говорит о своем увлечении так: «Волшебство фотографии открылось мне еще в детстве, когда мой отец часами не вылезал из ванной комнаты и с большой осторожностью пускал туда "посетителей". Я заворожено смотрела на появление изображения "из ничего", иногда он разрешал мне помогать, переворачивать туда-сюда белый лист бумаги.
Лет с 15 я стала снимать все подряд, с первой стипендии в институте купила "Зенит»" Была очень увлечена. Однако после института ушла с головой в профессию, и только спустя какое-то время, уже изрядно исчерпав свой интерес к рекламному делу, вновь увидела в фотографии живое, настоящее, удивительное, полное смысла, прямое соприкосновение с этим миром. И именно это сейчас меня и вдохновляет».
В ГЛУБИНЕ СЕРЕБРА
М. Колева, искусствовед
Серебро — цвет и зеркало, отражающее потаенные движения души,
переменчивость окружающего мира, перерождение обыденных вещей.
Выставка Ольги Лебедевой это коллекция пейзажей, портретов и натюрмортов. Представленные работы отличает техническая сложность исполнения, ощущение мистицизма. В переплетении света и тени, в неожиданно высвеченных архитектурных деталях, рождаются художественные образы. Серебристое свечение, исходящее от поверхности работ, изысканная колористическая гамма, рафинированность, настраивают на неторопливое созерцание. В «серебристой мгле» движутся тени, погружаются в печаль лица и озаряются невидимым солнцем затейливые лепные колонны. Работы построены по кинематографическому принципу, где каждый снимок, как самостоятельный рассказ. Вовлекая зрителя в мир своих произведений, предлагая заглянуть вглубь кадра, автор преднамеренно оставляет задний план незавершенным, предоставляя каждому возможность «додумать» сюжет. Наиболее ярко эта тенденция находит отражение в серии работ «ВДНХ».
Работы О.Лебедевой подчеркнуто музыкальны и звучат подобно поэтическим ритмам. Удивительной особенностью притягивать взгляд, задерживать его на самых, казалось бы, незначительных мелочах — легких волосках, выбивающихся из-под шлема на портрете матери — фотограф демонстрирует виртуозное владение техникой и глубокие познания истории европейской живописи. В тончайшей проработке деталей, в аскетическом, но очень теплом цветовом пространстве, в ракурсе самой модели видится что-то от безупречности старинной графики, включенной в процесс современной художественной фотографии.
«Портреты» это наиболее выраженная в криптографической манере серия работ. Вереница женских и мужских образов — своеобразные осколки зеркала, в котором отражается духовный мир человека. Художественная задача здесь решается с помощью едва подсвеченных пятен, похожих на отдельный объект, отсекающих и теснящих лица моделей. Работы пронизаны ощущением тревоги и недосказанности, щемящего одиночества. Попытка заглянуть «по ту сторону» реальности, перейти границы между живым и мертвым, между внешним осязаемым миром и миром познания и догадок отражена в двух других сериях «Цветы на огороде» и «О странной жизни вещей». Работы нельзя назвать натюрмортами, это скорее компромисс между природой живой (nature) и природой мертвой (nature more), где объект изображения это «царь и бог», и его обыгрывают рассеянный серебряный свет, глубокие колышущиеся тени. Цветы мальвы на высоких стеблях то ли всплывают, то ли погружаются в сумрак. Ощущение движения, потока времени, и многозначительность происходящего сообщают этой работе эмоциональную притягательность и незавершенность. Совсем иначе смотрятся «Рыбы». Это уже вещь, мертвая часть природы. Автор лишает ее символизма, превращая в обыденность. Таким образом, взгляд сквозь объектив не только наделяет объект декоративными свойствами, но и сообщает ему прозаичность.
Ассоциативность художественного видения превращается у О. Лебедевой в авторский стиль. Используя сложные технические приемы, она добивается наглядности времени, понятия его как энергии, как фантома и всесильной категории сознания.
Работы автора пронизано словом «чувствовать», как если бы речь шла о чем-то невидимом, неуловимом, неосязаемом, переданном через материальный носитель – фотографию. В единстве этих тонких материй и высокого профессионализма и рождается творчество.