191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

САИД. БАБЫ И МЕДВЕДИ.

25 ноября – 6 декабря 2014

Совместный проект Сергея Андреева и Ирины Дудиной.
Живопись, графика. В Малом зале. Вернисаж 25 ноября в 18.00.

Проект членов Союза художников Санкт-Петербурга Сергея Андреева и Ирины Дудиной (САИД) представляет собой попытку поразмышлять, как может выглядеть петербургский андеграунд 2010-х. Само по себе это словосочетание осталось в 1980-х, в Ленинграде, которого уже четверть века как нет. Двое художников предприняли смелую попытку перенести быт 1980-х в реалии 2010-х. Художник из котельной? Но там больше нет людей – весь рабочий процесс технологизирован. Дворник? Но кто он? Русских дворников в российских мегаполисах не найти. Так и появился персонаж, созданный Сергеем Андреевым и Ириной Дудиной — САИД – художник, работающий метлой и кистью. Один автор писал безжизненный город, а другой населил его исконно русскими персонажами.

Сам по себе данный проект является весьма интересным исследованием в области современного искусства. Глядя на картины, зритель видит широкую цветовую гамму: желтый, синий, красный. Яркие оттенки, насыщенные тона. Мазки, линии и пятна сливаются в единый водоворот, уносящий за собой. Можно вспомнить работы Жоржа Матье, отсылающие не к рациональному осмыслению работ, а к чувственному восприятию. Но САИД четко отграничивает свое формалистское направление: его кисть пишет не столько бессознательные пятна, сколько фигуративное начало. Авторы совмещают опыты конструктивизма (завороженность строгими геометрическими элементами) с сочными акриловыми красками. Цвет и прямота, контраст и четкие рамки. С одной стороны, свободный размах не может быть ограничен чем-либо, с другой — движение имеет свои координаты, начало и конец, что само по себе свидетельствует о новации в изучении формы. Еще любопытнее выглядит семантический анализ работ. Обнаженные девушки, медведи, сцены и мизансцены вокруг главных достопримечательностей Петербурга. Лубок? Только на первый, невнимательный взгляд. Разве юные прелестницы не ходят по Невскому проспекту, сбившись в стайки? А смеющиеся медведи не играют на гитарах, хлебнув лишнего? Все это метафорическое переложение реальности, увиденной на задворках непарадного города. Действительности, от которой не убежать и не скрыться. Взгляд художника четко строит нарратив (что для классического реализма несвойственно), базирующегося на пьянстве, похоти и вечного русского «авось». Подобными ситуациями пестрят заголовки газет, темы личных разговоров и истории в литературе. Стилизованные под «наив» образы лишь лучше передают авторский замысел, помогают понять его каждому зрителю. Кроме того, авторы пытаются показать Петербург не только как окно из Евразии в Европу, но и как окно из Европы в Евразию. Бабы и медведи – вот вожделения и фобии иностранцев, изображаемые художником САИДом. Получается, что соединяя реалистическую композицию с экспрессионизмом формы, САИД открывает новую страницу в истории искусства, неисследованную, полную неожиданных экспериментов. Неизвестно, ставили ли художники перед собой подобные цели, но они ее достигли. Легко и играючи.

Екатерина Борзова, искусствовед

MENU