галерея Борей и Т.В.О.Р.Ч.Е.С.К.И.Й.П.Р.О.Е.К.Т.
|
|||||
Первая в России персональная выставка знаменитого театрального фотографа Виктора Васильева. Редкие кадры и сцены из спектаклей, неизвестные фотопортреты великих артистов Петербурга: А.Фрейндлих, И.Владимирова, М.Боярского, Л.Додина, Е.Лебедева, О.Борисова, М.Ростроповича, Ю.Темирканова, В.Полунина и многих других. |
Четыре основных зала галереи разбиты на несколько тем: «Драма», «Балет» и «Закулисье». Серии фотографий в драматическом и балетном театрах представляют собой избранные сюжеты о драматических артистах и театральных постановках Петербурга за последние тридцать лет. Фотографии никогда не демонстрировались публично. Особую ценность представляет серия «Закулисье» — бромсеребряные фотографии, сделанные за кулисами театра. В объективе фотографа загадочный и волнующий мир, скрытый от глаз зрителей момент волшебства – преображение актера в персонажа, героя. Значительная часть этой серии напечатана вручную и, помимо чисто художественного интереса, представляет почти исчезнувшую технику ручной печати и обработки фотографий. «Театр Виктора Васильева» открывает цикл выставок, приуроченных к грядущему 60-летию мастера театральной фотографии. Виктор Васильев Искусство театрального фотографа – уникально. Ему не учат в университетах. Снимать живой театр (а именно фотографии, на которых запечатлены жиыве моменты театральной жизни, составляют основу произведений Васильева), фотографировать искусство – совершенно особый вид репортажной фотографии. Поймать подчас неуловимый момент театрального чуда: чуда перевоплощения, живой эмоции, красоту мизансцены, рожденной в движении, — может лишь прирожденный художник. Его фото одинаково интересны в независимости от того, работает ли он в драматическом, музыкальном или же в балетном театре. Васильев обладает редким и для театрального фотографа даром – отражать. Его снимки погружают в театральную ткань роли артиста, передают настроение спектакля. Искусство Васильева не стремится утвердиться на основе другого произведения, чем грешат многие представители современной театральной фотографии, оно по-чеховски неброско, но сохраняет стиль, настроение, атмосферу времени. Это качество Виктора Васильева создает поразительный эффект – кажущегося отсутствия автора, отсутствия фотографа. Ничто не заслоняет героев его фотографий от зрителя. Удивительна история увлечения театром, определившая его творческую судьбу. Будучи по образованию инженером, Виктор Иванович никакого отношения к театру не имел, но, увлекшись фотографией, Васильев нелегально договорился о съемке в театре Ленсовета, где тогда, в 1970-е, в спектаклях Игоря Владимирова блистали молодые в те годы Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Анна Алексахина, Лариса Луппиан. Из осветительской рубки он сделал несколько снимков Алисы Фрейндлих и после проявки оставил их осветителям на память. Через какое-то время Фрейндлих, случайно заглянув туда, увидела свои фотопортреты. Они ей понравились, и актриса предложила главному режиссеру Игорю Владимирову пригласить Виктора Васильева на новые съемки. Так, с легкой руки Алисы Бруновны Виктор Васильев стал театральным фотографом. В 1980-е он начинает сотрудничать с Малым драматическим театром, куда в то время приходит работать Лев Додин. Спустя время Васильев станет постоянным фотографом додинских спектаклей. Его снимки вместе с мировым успехом театра облетят весь мир, будут публиковаться в книгах и самых престижных печатных СМИ мира. В Европе издают альбомы его фотографий. Параллельно с драматическими театрами Васильев начинает снимать в Филармонии и Малом оперном театре (ныне Михайловский). Серии его фотографий становятся предметами частных коллекций, коллекций театральных музеев. Сегодня Виктор Васильев является фотографом Малого драматического театра – Театра Европы и внештатным фотографом газеты Коммерсантъ, а также снимает во множестве петербургских театров, лучшие театральные коллективы города рады его появлению на своих спектаклях. |