191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Владимир Устименко /ФАУСТ/. 26.11.1960–16.05.2022. Выставка памяти

21 мая – 4 июня 2022

В Малом зале

 

Екатерина Андреева. КАДРИЛЬ ФАУСТА

Музыкант, поэт и художник Фауст (Владимир Устименко свой творческий псевдоним, по рассказам друзей, получил, учась в Институте целлюлозно-бумажной промышленности, или «Промокашке») является известной звездой петербургского концептуализма. Время от времени на вернисажах он дарит знакомым наборы открыток собственного изготовления. В 2011 году такой набор был выпущен издательством «Пиздат». А начинал Фауст в самом конце 1970-х барабанщиком в группе «Пепел», в 1980-е играл в «Тяжелых бомбардировщиках», бодрил товарищей стихами. Куратор выставки Олег Котельников вспоминает двустишие в идеальном ритме:

Заломала пальцы я.
Не хватает кальция.

Основной формат творчества Фауста – открытка, почтовая карточка, сделанная художником в технике коллажа, иногда с надрисовкой. У Фауста есть братья по разуму – художники, работающие в этой технике в разных странах. Впрочем, подчас они, как, например, лондонец Питер Сильвейр, строят коллажи из фрагментов почтовых карточек в размер не просто больших поздравительных открыток, но достигают масштаба камерных кабинетных картин. Для Фауста принципиально именно сохранение размера открытки, делающее его самого художником «народным», а не «профессиональным». До расцвета Фейсбука и Инстаграма обмен открытками был самым доступным способом порадовать друзей. А коллекционирование открыток являлось самой демократичной формой собирания искусства.

Работая с разнообразнейшим материалом старых открыток (Фауст использует для своих произведений поздравления с праздниками, тематические наборы, рассчитанные на различных коллекционеров, собирающих все, от советских орденов до портретов русских, трансформирует или «остраняет» образы. Встречаясь в его «кадрили», то есть нарезке кадров, две фигуры из разных «фонотек» соединяются, словно хорошо сросшиеся части одного организма, и производят новый смысл – добавочный элемент. Так, разноцветные герои Интернационала молодежи получают от художника разные траектории судьбы вместе с разными очками: белые юноша и девушка скрывают глаза за черными солнцезащитными очками, африканец же «смотрит» через забеленные стекла.

Произведения Фауста очевидны и не нуждаются в текстовых комментариях: концептуализм его «неклассический» – он сугубо визуален и подтверждает призвание изображения быть вместилищем смыслов всевозможной устремленности, широты, глубины и остроты. Глядя на коллажи Фауста, мы не погружаемся в состояние неопределенности, саспенса, но наоборот понимаем, что, если до Фауста так не было, на самом деле только так и должно было стать. И в этом смысле концептуальная кадриль Фауста – по-настоящему классическое искусство, единое и неделимое.

MENU