«ВАДИМ ФЛЯГИН. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО»
|
||
Вадим Афиногенович ФЛЯГИН Родился 1 мая 1958 года в г. Нижний Новгород. |
||
Выставки: 1983 — Центральный выставочный зал, Н. Новгород. Сергей Спирихин, От «Новых тупых», январь 2014 Сергей Спирихин (радиорассказ) — По фигуре Вадима Флягина нельзя сказать о Вадиме Афиногеновиче Флягине ничего утвердительного, кроме фигуры речи: следит за фигурой. Но, думаю, появись он на Невском, всякий бы сразу узнал: идет Флягин. Вон тот, который самый незаметный, самый скрывающийся за спинами толпы. (музыкальная врезка) В чем же провинился наш герой? Послушаем, что скажет вот этот прохожий в зимних ботинках на босу ногу. — Сложная натура… Я знал его еще юным, тридцативосьмилетним… (еще дальше вглядываясь вдаль) Образ Флягина тех лихих 90-х как бы густо напомажен землей и порохом… Это как бы образ маленького одинокого солдата, в шинели сварщика, в огромном противотанковом окопе — с пластмассовой винтовкой, походной пианолой подмышкой, с детской лопаткой на ремне. Такой безумный солдат Чонкин, воюющий с условными фашистами, где фашистами выступают то Новая Академия, то Митьки, то московские акционисты, то просто «порядок вещей, сложившийся не в нашу пользу». Варвар без страха и упрека — и сам — устрашающий хаос… Это впечатление от воинственной личности Флягина усугублялось настоящей военной разрухой на Литейном и вокруг. Мы валялись на песчаных дюнах посреди Литейного, курили, пили шило из круглосуточной аптеки и мечтали о Победе. В Борее, в своей землянке, на ящиках с пустыми гранатами Флягин оформлял наши чаяния в замысловатые хармсовско-солжениценские Манифесты. Философ он был (и да будет) еще тот: аввакумовско-розановской закваски. Скептик и эмпирик со склонностью творить системы мироздания с нуля — не с абсолютного, а с того ноля, который остается от всех процедур предварительных вычитаний и делений. Любимый художнический императив — «Да всё это уже было!» Как-то он признался в порыве сладостного мазохизма, что банки свои подглядел у финнов, финны уже до него начали сами себя закатывать! — замечательное признание, значит, как всякий настоящий художник, как ведьма воды, боялся быть вторичным. Природный артистизм Флягина заключался в его сугубой неакцентированности, будничности, сконцентрированной потерянности, упрямой горемычности представляемого характера. Такой фаталистический тип самоубийцы, романтика последнего дня солнечной системы. В этом характерном флягиновском стиле «исступленного меланхолизма» выполнено большинство его работ: бесконечный ряд «абстракций для кота», бесконечно повторяющееся, демоническое скатывание со стульев, бесконечные фрикции на ветвях дубов — словно он решился, наконец, обрюхатить мир, ибо он его уже давно за…ал, — не говоря уже о провокативных идеях и демаршах внутри товарищества, так сказать, на кухне «Новых тупых», где он играл роль архивариуса, хранителя «эталона», резонера, информационного центра и виночерпия (открывашка для бутылок всегда аккуратно лежала в его борейском закутке под лампой с зеленым абажуром). Одним словом — Мэтр. Еще в самом начале нашей совместной деятельности я принес ему на проверку свои коллажи на обоях — как мне казалось, неописуемой красоты. Флягин сказал: «Тебе бы, батенька, следовало бы обратиться с этими штучками к Тимуру Новикову. У нас эта твоя гламурная фигня не пройдет». Фигней были ничего не взыскующие серебряные загогулины сосисочной формы. Но не формы были плохи, а то, что они серебряные. Вот если бы они были выстрижены из кирзовых сапог, «тогда еще — туда-сюда…». Флягин всегда был адептом «бедного искусства», переходящего в «плохое», в «голое», в «совсем никакое», в «неискусство», в «обнаженную концептуальность», в «контекст»… (См. фото, где на пейзаже выложено слово «пейзаж» — чем не начало новой письменности для новых смыслополаганий.) Но, как всякий утопический проект, эта тяга Флягина к расширению границ, мечта явить еще неявленное и сказать несказанное — так и остается в наброске. В наброске костей на доску судьбы. Более того, эта художническая, историческая, экзистенциальная немощь сама становится объектом описания. Катастрофа тематизируется. Флягин приносит на свое выступление дипломат(!) — откроет-закроет-откроет-закроет, но — как там было пусто, так с каждым открытием все пустее и пустее в этом наполненном ничем (только мыльницей и бритвой) дипломате. Флягин переводит стрелки еще круче: он теперь сам себе дедушка Фрейд. Сейф щелкнул еще на одну верную цифру! … В «Одиноком мужчине, который желает познакомиться» уже без всякой символизации психическое догоняет само себя, превращается в открытый текст, в котором Флягин, словно в последнем китайском предупреждении, в ультимативной форме открывает, что и на личном фронте он тоже наголову разбит. Одиночество автора состоялось по всем параметрам. «Теперь — верю!» — сказал он. Тогда-то В. Савчук, специалист по архаике, раз и навсегда и назвал нашего Флягина — «культовой фигурой»… Валерий Савчук РЕАКТИВНЫЙ САМОИСТРЕБИТЕЛЬ |