Фотография.
В залах Галереи.
Вернисаж 24 февраля в 18.00
…Только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности.
Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки».
Камера делает каждого туристом в чужом мире, а в конце концов – и в своем.
С. Cонтаг. «О фотографии».
Первая персональная выставка Марии Кокуновой – это история о том, что мир иногда позволяет увидеть его идеальным. Её снимки – взгляд перфекциониста, которому удалось выхватить в хаотичном пространстве безупречную композицию.
Материалом для эстетического идеала автора может стать что угодно. Мария видит свои универсумы повсюду, будь то остов сгоревшего здания, берег океана, штукатурка стены или дачный участок. Мария считает, что художник – это не тот, кто формирует и придумывает, а тот, кто умеет увидеть. Именно поэтому для неё не имеют значения жанр, сюжет, тема. Её работы могут быть и реалистичными, и абстрактными. Важен только метод: настройка своего зрения на безусловную красоту.
Мастерская Дмитрия Конрадта, в которой Мария выросла как самостоятельный автор, в петербургском фотографическом кругу всё равно что классическая гимназия: художественное образование само по себе ничего не значит, если не тренировать глаз и вкус. Снимок должен быть не просто уникальным, он должен быть культурным.
Не режиссировать, а видеть. Не придумывать, а ловить состояние.
Мария Кокунова: «Острое желание выразить себя с помощью визуального языка преследовало меня с детства. Фотография случилась неожиданно и как-то сама собой, тут же завладев моим сознанием. Игра в композицию на материале реальной жизни, поиски наибольшей выразительности, близкой мне красоты превратились в настоящую манию. Я быстро пришла к тому, что важно снимать не ЧТО, а – КАК. Процесс съемки стал подобием медитации, попыткой уловить свою частоту, попасть в резонанс с общим мощным хаотичным потоком внешнего мира. Я успокаиваюсь, преодолевая конечность времени остановкой важного мне фрагмента, фиксируя его интуитивно, как наиболее выразительную картинку в калейдоскопе. Близкую мне формулу отношений с действительностью сформулировал Ф. Ницше: «…только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности». И я ищу им свое оправдание. До момента нажатия на кнопку появляется предчувствие, некое подобие мерцания, неуловимое ощущение, что вот именно сейчас должно случиться что-то важное. Я будто начинаю точнее видеть. Анализ сюжета, композиции, компоновка – все происходит подсознательно и мгновенно. Фотография похожа на заигрывание с реальностью. Мы кадрируем жизнь, произвольно (как нам кажется) останавливаем ее поток, и появляется новая вселенная, у каждого – своя».
Краткая биография:
Родилась 25.03.1983 г. в г. Армавире Краснодарского края.
По образованию филолог, окончила Пятигорский Государственный Лингвистический Университет.
С 2006 г. живёт в Санкт-Петербурге.
С 2012 г. слушатель авторских курсов в школе-фонде «Петербургские фотомастерские».
В 2013 г. на творческой встрече познакомилась Дмитрием Конрадтом и считает его своим главным учителем.
Участие в выставках и конкурсах:
2013 — коллективная выставка в галерее «Стачка», Санкт-Петербург
2014 — лауреат конкурса портфолио-ревю, коллективная выставка, фестиваль «Питер Фото-FEST 2014», Санкт-Петербург
2014 — лауреат конкурса MIFA (Moscow International Foto Awards), Москва
2014 — финалист конкурса «The Best of Russia 2014», Москва
2014 — выставка абстрактной фотографии «Give me T», часть 1; открытая гостиная библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, Санкт-Петербург
2014 — выставка абстрактной фотографии «Give me T», часть 2; антикафе «Отдел культуры», Владивосток
2014 — выставка абстрактной фотографии «Give me T», часть 3; Хабаровск
2014 — выставка абстрактной фотографии «Give me T», часть 4; киноцентр им. Л.Л.Оболенского, Челябинск
2014 — финалист и участник итоговой выставки конкурса «Образ русской усадьбы», Государственный исторический музей Москвы и Союз фотохудожников России, Москва
Дмитрий Конрадт:
«Перед вами первая персональная выставка Марии Кокуновой. Вот так, на мой взгляд, ярко, уверенно и даже дерзко начинает она сольную выставочную карьеру. У меня было запасено довольно много слов по поводу машиной работы – её метода и результатов. Но Маша сказала про это сама. Сказала так, что мне трудно что-то добавить к тому, что Маша осознала и сумела сформулировать. Она редкий случай автора, действующего интуитивно и в тоже время хорошо понимающего, что именно и почему она делает. Задача авторефлексии трудна, решить её удается не всем. Мне, например, она всегда давалась непросто, а Маша справляется довольно легко. Для неё характерно замечательное сочетание жадной творческой активности с потребностью и умением осознать происходящее с собой.
Мне нравятся этот взгляд и эти фотографии! И эта Машина выставка — предмет моей гордости, возможно, незаслуженной. Наверное, Маша одна из немногих, кого я могу назвать ученицей в полном смысле слова. Не подражателем, не последователем, а самостоятельным автором, работающим интересно и по-своему. Довольно давно я пытаюсь преподавать нечто фотографическое, и достаточно много уже прошло передо мной номинальных учеников. Когда я только начинал эту деятельность по настоянию школы «Петербургские Фотомастерские» и пытался сформулировать задачи курса, родилось такое определение главной из них: «Помочь найти своё неповторимое творческое лицо». Тогда мне по наивности казалось, что такая задача вполне реальна. Это быстро прошло, стало понятно, что за 12 или даже 20 встреч к этому обычно никто даже не приближается. И, наконец, вот оно! То ли дело в том, что наши занятия длятся дольше обычного, то ли я усовершенствовался как учитель, но это случилось, и Маша – одна из тех совсем немногих, с кем это произошло. В действительности дело, конечно, в самой Маше. И то, что она обрела — это не неизменная маска, а своё собственное живое авторское лицо. Совсем не значит, что оно найдено раз и навсегда, и не будет меняться. Я постоянно вижу движение, развитие и с нетерпением жду его результатов.
Под большинством фотографий я бы с радостью подписался. Имею в виду только, что был бы рад, если бы у меня так получилось. Но у меня получается по-другому, а так нет. У Маши свой взгляд, своя интонация, и мне радостно думать, что я помог ей настроить зрение».