В Малом зале
Вернисаж 3 декабря в 18:00
Ничто так не говорит о мастере как узнаваемость в самых привычных сюжетах, в которых — казалось бы — все уже сказано. К таковым, несомненно, относится съемка на вернисажах. Именно она, тиражируемая в ФБ, в других социальных сетях, задает стойкое ощущение исчерпанности и унылости однообразия фотографий этого жанра, которая, наряду с селфи, съемкой домашних животных или трэвел-фотографии — «себя-на-фоне-пирамид», — уже давно числится в ряду докучливых любительских упражнений. (Не в этом ли причина того, что на вернисажах редко встретишь известных фотографов за работой?). Но в любом правиле есть исключение. В данном случае — это выставка Александра Никипорца, всматриваясь в фотографии которой, не можешь не удивиться: оригинальному преломлению привычных стандартов, сводящихся к комнатному освещению, крупному плану персон с неизменными фужерами в руках на фоне работ очередной выставки. Бывает, картины или фотографии выступают хорошим задником съемки.
Александр Никипорец — самый «незаметный» фотограф современного Петербурга. Он скрытно «ловит момент» — то есть делает то, что делают все папарацци и репортажные фотографы, взыскующие курьезов, узнаваемых лиц, знаковых событий и разоблачений гламурного образа звезды. Его кредо в ином. Когда-то Жиль Делез обронил: «Сократ отличает себя от софиста, а софист себя от Сократа не отличает». Применительно к нашему автору можно сказать следующее: «Любитель и начинающий фотограф не отличает себя во время «вернисажной» съемки от фотографий Никипорца, который себя отличает безоговорочно», поскольку у него иные установки, иная художественная стратегия, иной, наконец, адресат: сонм фотографов внешне снимают то же и — им мнится — так же, но их работы, ориентированные на завсегдатаев соц. сетей, кураторам, галеристам и знатокам фотографии малоинтересны. Для него не важно где снимать, важно, что выкладывать, что выделять, на чем заострять внимание, выхватывая из удаляющейся в прошлое обыденности, в модус всегда-настоящего, т.е. художественного. Ничем не выдающий себя во время съемки — он выдает нам уникальный результат своего видения.
Выставка состоит из трех разделов: «Хореография тела», «Красноречие диалогов», «Одиночество в толпе», в каждом из которых ситуация вернисажа преломляется особым образом. Здесь и невероятные сцены из дефиле, и экспрессивные диалоги, и удручающая скука одинокого посетителя, и схваченный восторг изумления от увиденного (и далеко не всегда это выставляемые работы художника). Фотограф убеждает нас поистине нет ничего интереснее, чем наблюдать за наблюдающими на вернисаже.
Валерий Савчук