вернисаж 7 июня в 18:00
в залах Галереи
Полную авторскую версию текста можно получить, написав письмо на адрес borey.info@gmail.com
Данную выставку можно назвать юбилейной, потому как первая выставка Олега Лягачева в Арт-Центре Борей состоялась в 1996 году. Тогда все работы были задержаны на таможне. В галерее уже установился достаточно интенсивные выставочный график, который предполагал вухнедельный формат, поэтому открытие было решено не откладывать. Работы заменили фотографии, подготовленные специально и только для таможенников. Это стало уникальным случаем демонстрации документов, предназначенных дня службы бюракратической системе, а на практике полностью заменившими произведение в экспозиции выставки. Отпустили работы через неделю.
«Амплитуды творчества»
С каждой выставкой в Санкт-Петербурге я стараюсь уточнить ход и движение – изобазы /bàsis, греч./ своего творчества. На этой выставке неплохо представлен мой период 2012-2015г.г. Это период перехода от знаков, от метаязыка к лаконичным формам, как кристалл и ромбоид. С текстом, который заполняет пространство формы; он не только – элемент постройки, конструкции, но также важен сам по себе: он несёт смысл; он о чём-то говорит, повествует.
Идея такого искусства всегда существовала. В Древней Греции или же в старом Новгороде писали заострёнными стерженьками /stylos, греч., и стиль,по-русски/. Сейчас такой способ или даже стиль /в эстетическом смысле/ можно назвать stylos/support, — или же по русски : «стержень-основа».
В этом стиле исполнены мои работы: серии «Ромбоида», 2015г. и «Текстов в кристалле», 2012-13г.г..
Наряду с этим я продолжаю свои вариации на тему «Теории хаоса». Здесь одна из таких работ — «Большой вариант на тему Теории хаоса», 2015г.
На выставке – некоторые ранние работы, как пейзажи «Боровая улица», 1964г. и «Исаакиевский собор», 1967г. или же — «Оплакивание», 1967г. Наряду с «Женским портретом», 1970г. — это довольно характерные работы «петербургского» периода /по имени группы « Петербург », в которую я входил в эти годы/ : обычно я писал в то время на оргалите, в состав грунта входил песок, а сама живопись чаще всего – в технике темперы.
Эти работы я бы охарактеризовал, как «постреалистические», с тенденцией к экспрессионизму.
После 1970г. я перешёл к семиотическому /знаковому/ искусству. В 1990 г.г. я работал в стиле « Абстрактного класссицизма » и выставлялся с этими работами в галерее « Борей » /1996, 2001 и 2002 г.г./ и в музее нонконформистского искусства в 2002г.
В 1980-90 г.г. я писал так же на свободновисящих длинных холстах /иногда до 2,5 м./ : прихотливые, но в действительности продуманно организованные разбросы метаэлементов-значков /серия « Газета »/.
«Здесь метаэлементы на грани образа-фигуры, рассыпанные своевольно в белом пространстве создают абстрактную, но не хаотичную игру, напоминающую криптограммы.
Соприкасаясь с холстом, художник оставляет материальный след. Но в то же время этот след : отпечаток, красочное пятно, — вступает во взаимодействие с холстом-основой, материалом, и от этого взаимодействия возникает зачатие /conception/, и это – начало живописи. Материал тоже работает. Таким образом, важно равновесие между нашим усилием и творчеством самого материала.
В «Борьбе-II» метаэлементы активно участвуют в силуэте, усиливая его динамичную конструкцию, а «Преображённом ромбе» возникает новая фигура ромбоидного типа, заполненная метаэлементами в контрасте с экспрессивным, почти полыхающим пространством. Эта ромбоидная фигура обретает большую строгость и ясные очертания в «Пространстве кристалла»; здесь она зарождается при активном участии метаэлементов-значков, создающих поле напряжения.
Форма может заполняться текстом; текст тоже обладает визуальной эстетикой, но всё же смысл его – важнее. Тексты несут своё содержание и в то же время удерживаются, вписываются в такую фигуру. Окрашенность фигуры интуитивна, эмоциональна, — это отнюдь не символ и не метафора. Таковы две работы: «Кристалл-текст» и «Рукопись в кристалле». Каждая из них самостоятельна.
Три работы с ромбоидами-текстами, Op. 67 были написаны в 2015 г.; им предшествовали холсты большего формата с ромбоидами без текстов, но экспрессивно вибрирующие; я назвал эту серию — «Настроения форм». Там для меня было важно придать этим формам свою динамику и выявить их потенциал. В «Op. 67. Ромбоиды», напротив, — важны тексты /РI-II – в первом; Р-III – во втором; Р-IV – в третьем. Р: сокращение, — это либо роман, либо рассказ, т.к. эти отрывки входят в мою книгу…/
«Вариация на тему теории хаоса» — одна из трёх моих новых работ на эту тему. В картине как бы присутствуют две системы: верхняя, конструктивная, и нижняя – более свободная, почти импровизация, с «мягкими» элементами. Этот контраст сосуществует и удерживается в постоянном равновесии: такова динамика живой вселенной, так упрощенно и интуитивно мы можем её воспринимать!
А-акварели:
Эта техника ближе всего к миниатюре, так как я использую не только акварель, но так же – акрил /акрил на водной основе – прозрачен; гуашь – кроющая краска, насыщенная, но недолговечная, — я ей не пользуюсь/.
А-акварели, как «Женщина-Мужчина»,1993 г. или же — «Благовещение», нач. в 2006 г. типичны для семиотического стиля: прихотливые многоярусные композиции с упругими метаэлементами. Подкладкой или же – фоном может служить монотипия. «Благовещение» — моя пятая вариация на эту тему. В складках материи Богоматери непреднамеренно возникают буквы: I и Х /Иисус Христос/. Насыщенный колорит, близкий к спектру, в контрасте с аскетическим отпечатком монотипии, — это то, что создаёт особый настрой, оригинальность такой техники. Традиционный сюжет представлен в моей концепции семиотического искусства; т.о., это – как бы возможный вариант иконы, — современной…
А-акварель в принципе – трудоёмкая техника /не всегда, но часто рисунок исполняется отдельно и затем переносится на готовый фон и только после этого начинается раскраска и поиски цветовых гармоний или же — дисгармоний и т.п./, так что в настоящее время я её фактически оставил. Я сосредоточен на живописи /а холст – это совершенно другой материал, чем бумага. Бумага впитывает, а холст сопротивляется, отталкивает, он требует большей смелости , раскованности и отваги…/, меня так же интересует объект, как, например куб. Куб – это реальное существование знака в трёх измерениях; своего рода – живопись в пространстве. Та же идея — в моих знаковых инсталляциях на песке /фотографии/.
Некоторые идеи по этому поводу: «Не трогать никогда пустоту, потому что белое /или же – цвет бмаги/ — это не только пространство, но «тело» бумаги и изображение. Мы лишь соревнуемся с ним, с этим телом, с этой данностью…»
Олег Лягачев-Хельги
2016 г.
Биография:
Актуальный современный художник. Его искусство балансирует на грани экспрессионизма и геометрии.
Интуитивист, он в то же время создатель двух концепций в современном искусстве: «семиотического искусства» (с 1968 г.) и «абстрактного классицизма» (1990 г.г.).
От синтеза (начиная с 2004г.) он идёт к минимализму и к автономии текста-кристалла.
Сосредоточенный на плоскости холста, или — основы, которую он проверял на прочность или даже разрушал в своих абстрактных работах 1960 г.г., — он так же — автор трёхмерных работ: кубов, разнообразных объёмов, инсталляций на песке или же — в замкнутом пространстве.
Работы разных периодов, представленные на выставке, — живопись, коллаж, акварель, рисунок дают представление о разнообразии и интенсивности его поисков.
Семиотическое искусство:
1980- Париж. Галерея «222»
1981, 1982 — Париж. Галерея «Интер-Форум», Форум Ле-Аль
1983- Фонтеней-су-буа. «Maison pour tous ».
1986- Париж. Галерея «Confluences ».
1996- Париж. Галерея «Мир искусства»
2002- Лион. Галерея «Конфлюанс».
2002- Санкт-Петербург. Музей нонконформистского искусства.
2012- Ванв (Большой Париж). Галерея «Espace Latapie ».
2012- Санкт-Петербург. Музей нонконформистского искусства. «Арт-Сем.44»
Абстрактный классицизм:
1996, 2001, 2002 — Санкт-Петербург. Галерея Борей.
Экспрессионизм:
1984- Париж. Галерея «Raspail Rive-gauche ».
1985- Париж. Галерея «Мифологии».
Краткая избранная библиография:
Лягачев, Олег Александрович — Википедия
Liagatchev, Oleg – Wikipedia (на французском)
Хельги Лужин. «К предыстории нонконформизма: Круг на Боровой. Эрмитаж. Группа «Петербург». «Петербургские искусствоведческие тетради», выпуск 27. Стр.111-135.
Олег Лягачев. «Размышления о триптихе на тему Ренессанса». «Параллелошар»№4, 2008. Стр.62-64.
«Современные иконы» (Выставка О.Лягачева в галерее Борей) Надежды Воиновой.
НОМИ №3-20, 2001. Стр.62.
«Олег Лягачев. Писать знаки, их движения» Пьера Гарнье. «Континент» №47, 1986. Стр.345-49.
«Олег Лягачев» Вадима Нечаева. «Русская мысль» 22 ноября 1979, стр.14.