К 110-летию Д. Д. Шостаковича
При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга
Графика
В Малом зале
Вернисаж 15 ноября в 18.00
На выставке представлены графические фантазии Марины Азизян на тему музыки Дмитрия Шостаковича к операм «Антиформалистический раёк» и «Нос».
Художник и власть – тема не новая. Дмитрий Дмитриевич Шостакович периодически попадал в немилость к власти, несмотря на 5 сталинских премий и международную славу.
Необходимым условием для искусства был оптимистический жизнеутверждающий настрой, а Шостакович осмелился своей музыкой говорить о страданиях и страстях человека, о страхе. Первый удар по Шостаковичу пришелся в 1936 году, когда в самом главном печатном органе газете «Правде» вышли статьи «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Второй раз композитор оказался на краю гибели в феврале 1948 года, когда появилось постановление ЦК ВКП(б), в котором крупнейшие советские композиторы, среди них Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, были отнесены к «формалистическому, антинародному направлению». Шостакович был уволен из Московской и Ленинградской консерваторий, многие его произведения исчезли из репертуара, начался новый виток тотальной травли.
Реакцией на эти события стало создание сценической кантаты «Антиформалистический раёк» для четырёх басов, чтеца, хора и фортепиано. Это – блестящий образец сатиры, который явился достойным ответом режиму. Автором текста «Антиформалистического райка» является сам Шостакович.
Сюжет «Райка» рассказывает о собрании «музыкальных деятелей» на тему «Реализм и формализм в музыке». Ведущий последовательно предоставляет слово для выступления трём ораторам. Сидящие в зале бурно приветствуют речи «знатоков». В литературной основе текста лежат подлинные высказывания партийных лидеров того времени (несомненно сходство: Единицин – Сталин, Двойкин – Жданов, Тройкин – Шепилов), их характерные речевые интонации, даже неправильные ударения в словах.
Первая редакция «Райка» была готова в 1948 году, а в своем окончательном виде «Раек» был завершен в1968 году, но при жизни композитора не исполнялся. Впервые прозвучал в 1989 году в Вашингтоне под руководством М. Ростроповича.
Марина Азизян — художник театра и кино, живописец, график, обладатель золотой медали Российской Академии Художеств, 2-жды лауреат театральной премии «Золотой Софит».
В 1959 году окончила театрально-постановочный факультет Ленинградского театрального института — ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. Работала со своим учителем, выдающимся театральным режиссером и художником Николаем Акимовым в Ленинградском театре комедии. Оформляла спектакли во многих театрах, в том числе в БДТ им. Товстоногова «Федра» Ж. Расина, в Большом театре России: опера «Богема» Дж. Пуччини и балет «Лебединое озеро» П. Чайковского в хореографии В. Васильева.
Сотрудничала с киностудиями «Ленфильм» и «ХХ Век Фокс». Была художником-постановщиком более 25 фильмов.
С 1959 года постоянно выставляет свои работы в России и за рубежом. Работы представлены в музеях, среди которых: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственная Третьяковская Галерея, Государственный дом-музей П. И. Чайковского (Клин), Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (Москва), Дом-музей И. А. Гончарова (Нижний Новгород), Государственный музей детских театров (Москва).