191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Татьяна Никольская. СОЛЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ. Фотография

15 сентября – 14 октября 2017

Галерея 10х15 / в коридоре Борея
Вернисаж 15 сентября в 18:00

СОЛЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ

Ледокол «Красин», отмечающий в 2017 году 100-летний юбилей, — второй в истории русский ледокол, легенда русского флота.
Случайно попав на ледокол в январе 2017 года, я невольно задалась вопросом — а что с тех пор осталось «настоящего», действительно столетнего? Оказалось, что после ремонта 1950-х годов практически ничего. Машины заменили, корпус заменили; почти единственное, что осталось от доремонтных времен — это старые фотографии в салоне корабля.
— А палуба? – спросила я, — сколько лет этому дереву? — Палуба старая, — ответила экскурсовод, и экскурсия двинулась дальше, в следующую каюту. А я задержалась потрогать эту старую тиковую палубу с медными заклепками, проглядывающими кое-где из-под снега.
На заклепках при разглядывании обнаружились загадочные надписи. Для прочтения некоторых оказалось достаточно протереть их платочком, другие потребовали энциклопедического словаря. Я дождалась морозного солнечного дня, столь редкого в январском Петербурге, и, спустя почти месяц, вернулась к «заклепкам» с фотоаппаратом. Познакомилась с экипажем и узнала неэкскурсионную, человеческую историю корабля.
«Заклепки» оказались заглушками трубопроводов, маслопроводов и прочих -проводов. Небольшие, с мою ладошку размером, по-разному сохранившиеся; некоторые с полустертыми непонятными надписями, которые объясняют посвященным, что именно находится внизу.
Многие ли посетители замечают эти маленькие медные диски под ногами? А ведь они — ровесники революции, пережившие вместе с ледоколом шторма и походы в Арктику. Маленькие, трогательные, уютные, и в то же время — настоящие «морские волки». На них отчетливо читаются следы, оставленные временем и стихиями. Прикосновение к надраенной заботливыми руками экипажа меди оказывается возможностью прикоснуться к самой Истории.

 

 

 

 

 

* * *
Изрядное количество размышлений о вещном мире, о системе вещей представлено в современной культуре. Однако любая научная парадигматика всегда соседствует с феноменом художественного видения мира, они взаимно дополняют друг друга, формируют целостное представление о действительности. Можно много рассуждать о глобальных событиях истории, облекая их в стилистически выверенный гуманистический пафос, но деталь, частность, неприметный на первый взгляд артефакт открывают порой вторую реальность — реальность повседневности, демонстрирующую экзистенциальную сущность феноменов. Работы Татьяны Никольской свидетельствуют о наличии у художника способности видеть «мелочи», ведущие нас к пониманию, «чувствованию» процессов истории, явлений культуры. Вместе с автором мы выстраиваем нарратив истории, но истории не книжной, истории не войн, переворотов и покорений, а истории личной, частной, истории «простого» человека, с индивидуальной судьбой, повседневным трудом участвующего в великом деле. Такой подход к материалу ведет автора к специальным композиционным приемам: «экспертному» центрированию объектов, лаконизму и минимализму (из вещного хаоса мира как бы «выхватывается» самое существенное, самое важное). Вне всякого сомнения, работы Татьяны Никольской приглашают к неспешному диалогу, к сожалению, постепенно уходящему в вечность вместе с высокой книжной культурой. И я призываю к участию в этой беседе.

Александр Колосков, к.ф.н., культуролог

 

Об авторе:

Татьяна Никольская
Фотограф
Снимаю. Люблю. Учусь.
Родилась и живу в Санкт-Петербурге, закончила СПбГУ.
Фотографию любила всегда; серьезно увлеклась в 2013 году.

Куратор выставки Светлана Цвиркунова

MENU