В залах галереи, вернисаж 6 февраля в 18.00
—
Гротеск – эмоция, состояние, подвижность и непредсказуемость жизни,
всякое явление в которой, даже самое незначительное и бытовое,
может восприниматься как карнавал.
Елизавета Бенк
Выставка Елизаветы Бенк «Кошмарный сон искусствоведа» ставит вопрос роли гротеска, иронии и фантазии в современном искусстве, иллюстрирует их влияние на нашу современную жизнь. Этот прием хорош тем, что он убирает декоративность в живописи – наносные элементы, которые создаются художниками на протяжении многих тысяч лет, чтобы сделать форму более привлекательной и совершенной, и очаровать зрителей ложной многозначительностью и ложной красотой. Елизавета Бенк не приукрашает действительность, а наоборот, отсекает все лишнее и наносное, оставляя один единственный, важнейший элемент – чистую эмоцию, ощущение внутреннего состояния, гипертрофированного художником и перенесенного на холст.
На выставке представлены автопортреты, портреты друзей и знакомых, изображения реальных и вымышленных персонажей, героев сказок и фильмов, а также произведения классического искусства, помещенные в разные, как бытовые, привычные, так и неординарные, абсурдистские ситуации. Через самоиронию и высмеивание художник показывает зрителю жизнь во всей её подвижности, изменчивости, во всех её проявлениях, небезосновательно полагая, что именно через гротеск и иронию может раскрыться подлинная наша сущность.
Елизавета Бенк не следует каким бы то ни было канонам и правилам, скорее ее работы созданы под влиянием концепции любимого ею Йозефа Бойса, утверждавшего, что «каждый человек – художник».
Автор о себе:
Меня зовут Елизавета, я родилась в Ленинграде в 1990 году. Рисую всю свою сознательную и несознательную жизнь. Получила начальное художественное образование, окончив художественную школу №2. Сейчас занимаюсь современным искусством как теоретик и как практик: закончила СПБГУКИ, специальность – искусствоведение, работаю в этой сфере и продолжаю рисовать каждую свободную секунду своего времени.
Долгое время увлекалась графикой, находясь под влиянием библейский сюжетов Марка Шагала, но в последние годы открыла для себя цвет, и цвет стал для меня проводником в мир истинного, честного искусства. Называя искусство «истинным», я не претендую на это звание, а лишь определяю границы своих интересов. Такое искусство не стремится быть красивым и эстетически привлекательным, а становится инструментом для самопознания. Считаю, что использование гротеска – необходимое условие для создания «честного» искусства, потому прибегаю к этому приему как можно чаще, ибо только через гротеск и иронию, а также наше отношение к ним, может раскрыться подлинная наша сущность.
Среди современных художников меня вдохновляют манифесты и идеи Николая Копейкина и Елены Фигуриной. Принцип «разочаровывать, а не очаровывать», используемый Копейкиным, мне близок, а Фигурина является для меня примером женщины-художницы, преодолевшей и разрушившей привычные стереотипы о женском творчестве в мире искусства.