191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Борис Кудряков. «Родные угодья»

31 октября - 11 ноября 2006

  

РОДНЫЕ УГОДЬЯ
черно-белая фотография
в залах галереи

Борис Кудряков. Конец 70-х гг. Фотография Бориса Смелова. 

 

 

Вальран (куратор выставки)

Борис Кудряков (1946 — 2005) – художник, фотограф, поэт, писатель, драматург.
Борис Кудряков (Гран Борис) по праву считается родоначальником послесталинской независимой фотографии в Ленинграде. Он реанимировал линию петербургского архетипа, идущую от Н.Гоголя, Ф.Достоевского, К.Вагинова, М.Добужинского, П.Шилинговского, создавал натюрморты, построенные по логике абсурда, снабжал фотографии текстами. Вслед за Гран Борисом Петербург Достоевского снимал Борис Смелов (Пти Борис). Абсурдистскую линию в фотографии  в 1970-е годы продолжил Н. Матренин, а Л.Звягин в эти же годы снимал мусорные свалки и создавал из мусора натюрморты.

Борис Кудряков примерно на 20 лет опередил свое время. Только после перестройки художники и фотографы стали систематически разрабатывать проблемы, которые волновали Грана – валоризация и эстетизация  «некрасивого», внедрение логики абсурда в построение зрительного ряда, соотношение текста и изображения в произведении.
Абсурд, мрачная ирония, введение текстов в изобразительный ряд, авторские комментарии предвосхищают тенденции постмодернизма, представители которого впервые по достоинству оценили творчество Б.Кудрякова. 

Борис Кудряков родился 28 мая 1946 года в Ленинграде. Фотографировать начал в 1956 году. Первую камеру «Смена-1» позаимствовал у старшего брата, когда тот служил в армии. Учился в фотокружке Дома пионеров Московского района. Первые литературные опыты – 1960 год. В 1963 -1965 году учился в фотоучилище. Его сокурсником и приятелем был Н.Аксельрод (А.Ник), с середины 1960-х годов, входивший в круг литераторов Малой Садовой. В 1965 – 68 служил в стройбате.  Вернувшись из армии в 1968 году вступил в фотоклуб Выборгского ДК, где познакомился с Б.Смеловым. Ввел его в круг Малой Садовой и познакомил с К. Кузьминским. Именно Кузьминский дал прозвища «Гран» Борис (Кудряков) и «Пти» Борис (Смелов), чтобы различать двух Борисов.

C 1968 года Гран Борис становится активным участником независимой культуры, снимая по просьбе К. Кузьминского не только  портреты художников и литераторов ленинградского андеграунда, но фотоспособом размножая самиздат и снимая на пленку материалы, которые К. Кузьминский переправил за границу и которые вошли в многотомную антологию новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны». Параллельно Б. Кудряков снимал пейзажи, натюрморты, сюжет. К этому времени он уже сложившийся фотохудожник, со своей тематикой и стилистикой.
С начала 1970-х годов пишет повести и рассказы, которые публикуются в неофициальных сборниках и журналах «Часы», «Обводный канал», «Транс-понанс», «Мария», «Митин журнал» «У Голубой Лагуны». С 1974 года создал 43 книги в одном экземпляре (рисунки, тексты, фотографии). Был членом Клуба-81.

Работал фотографом в НИИ, на заводах, с 1972 года – оператором газовой котельной, сторожем, грузчиком.
С начала перестройки тексты  Б. Кудрякова печатаются в официальных журналах «Волга», «Знамя», «Радуга», «Новая литература», «Зеркало», «Новая русская книга». В 1990 вышла первая его книга «Рюмка свинца», в  2003 – вторая – «Лихая жуть». Лауреат Литературной премии Андрея Белого (1979), Международной отметины Давида Бурлюка (1992), Тургеневской премии правительства Москвы «За вклад в развитие малой прозы России» (1998)
С начала 1990-х годов Б. Кудряков снабжает фотографии текстами, которые или документируют момент и ситуацию съемки или являются свободной импровизацией, не имеющей никакого отношения к сюжету и времени создания, но направляющие восприятие в определенное эмоциональное русло. В это же время он начинает заниматься живописью.

После непродолжительной болезни 11 ноября 2005 года он умер.
До перестройки Б.Кудряков принимал участие исключительно в квартирных выставках:1974 — «Под парашютом» на квартире К.Кузьминского, 1977 – на квартире В.Нечаева, 1980 – на квартире А. Осипенко. «Работы экспонировались на выставках в США (1979), Франции (1980), Японии (1985), публиковались в зарубежных  журналах, отмечались призами; летом 1981 года в Париже состоялась персональная выставка «Мир Достоевского» (Самиздат Ленинграда.1950-е – 1980-е. Литературная энциклопедия. М., НЛО, 2003, с.235)
Персональные выставки:
1998 – «Дисциплинарные танцы». Галерея «Борей». Санкт-Петербург
2001 – «Коррелят елового сада». Государственный центр современного искусства. Санкт-Петербург

MENU