В залах галереи
Вернисаж 11 октября в 18.00
Куратор Вальран
Во время перестройки и в 1990-е годы на художественной сцене Петербурга доминировали фотографы, сформировавшиеся в советской клубной фотографии и в ленинградском андеграунде. Лишь в конце 1990-х и в начале 2000-х начали о себе заявлять молодые фотографы, родившиеся во второй половине 1970-х. Среди них на протяжении двух десятилетий творческими поисками и многообразными проектами выделялись Александр Черногривов, Сергей Щербаков, Дмитрий Провоторов.
Они одногодки, родились в 1975 году. Склонны работать масштабными проектами: Александр Черногривов создавал проект «Следы Человека» 19 лет, Сергей Щербаков снимал цикл «Дача» 12 лет, Дмитрий Провоторов до сих пор продолжает серию «Берег», начатую в 2003 году. Все трое виртуозы аналоговой фотографии и ручной печати, практикуют многократное контратипирование, лит-печать, вирирование и множество других техник. Черногривов нередко использует фотограмму, фотомонотипию и фотомонтаж, Провоторов с 2016-го создает портреты в технике амбротипии на стеклянных пластинах. Щербаков расписал черно-белые фотографии из серии «Подарки» масляными красками, Черногривов пользуется карандашом и гуашью.
Различные способы создания фотографии, многообразные техники печати используются этими авторами исключительно для конструирования художественного образа, художественной концепции. Они вышли за грани традиционной фотографии и работают как художники, для которых фотография является средством и технологией построения не только отдельного произведения, но и серии как стилистического и семантического единства.
При безусловной самобытности каждого автора есть область, в которой траектории их творчества пересекаются. Это – территория магии, фантасмагории, театрализации. Черногривов, Щербаков, Провоторов различными способами вводят в фотографическое пространство реального игрушечных солдатиков, фигурки зверей, персонажей в масках и т.д., создавая ирреальные образы в диапазоне от волшебной сказки до делирия.
На снимках Александра Черногривова по набережным, мостам и улицам Петербурга бродят оловянные солдатики всех родов войск, игрушечные олени, жирафы, слоны, гигантские насекомые, в небе парят диковинные птицы.
В цикле «Дача» Сергея Щербакова персонажи в масках зайцев, медведей, лисиц появляются среди деревьев и построек как заблудившиеся лесные духи. Здесь же плюшевый медведь в человеческий рост пытается преодолеть высоченный забор.
Постоянными героями фотографий Дмитрия Провоторова являются древние рептилии – динозавры, конечно, игрушечные. Но, играя с масштабом, Провоторов превращает их то в гигантов, держащих в лапах статую Свободы, то в маленькое существо, видящее свое отражение в солнечных очках, лежащих на земле.
Очевидно, творчество этих фотографов не ограничивается сферой фантасмагорического. Александр Черногривов более 20 лет работает с обнаженной натурой, Дмитрий Провоторов создал метафизическую серию с одной моделью-китаянкой. Сергей Щербаков снимал индустриальные пейзажи (Горьковский автомобильный завод), балерин, сюрреалистическую серию «Dream space».
На выставке будут представлены снимки Сергея Щербакова из цикла «Дача», фотографии Дмитрия Провоторова из серий «Берег», «THE END», «Письма из Поднебесной» и амбротипии, работы Александра Черногривова из серий «Купальщицы», «Эскизы», «Vestigium Humani», «Сказки», «Природоведение» и «Конница».