«МЕТАФИЗИКА ОБЪЕКТА»
|
||
С 20 ноября по 1 декабря в галерее Борей пройдет выставка одного из крупнейших деятелей ленинградского андеграунда Валентина (Тиль Марии) Самарина. Самарин более известен как фотограф, и это первая выставка, посвященная только его живописи. Ранее живопись Самарина выставлялась как часть фотоэкспозиции с целью расширить для зрителя представление об авторе. В выставку войдут работы, написанные в период с восьмидесятых годов прошлого века по настоящее время. Валентин Самарин родился в 1928 году в Ленинграде. В 1944 году в эвакуации экстерном окончил среднюю школу и поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. Впервые был замечен властями в 1956 году после организации на площади искусств «Гайд-парк перфоманс», посвященный обсуждению выставки Пабло Пикассо, проходившей в Эрмитаже и, соответственно, арестован. Арест был краткосрочным, Самарина отпустили через два дня, но после этого его неоднократно приглашали к себе «побеседовать». Когда очередная беседа зашла в тупик из-за разницы терминологий и принципов восприятия искусства, Самарин был отправлен «подлечиться» в специальную тюремную психиатрическую больницу на Арсенальной улице, где провел почти два года – 1960 и 1961. Поскольку Тиль Мария не отличался тихим нравом, и его искусство требовало не меньшей пропагандистской компании, чем соцреализм, а возможно, и большей, потому что контекст и терминология, в которой Самарин этот контекст пояснял, требовал значительно большего внимания, нежели какие-нибудь «студенты на уборке картофеля», то внимание к его деятельности было самым пристальным. Это не мешает ему принимать участие в квартирных и прочих неофициальных выставках, организовать собственный салон «974», в котором проходили не только выставки, но и поэтические, и музыкальные вечера, действовавший с 1978 по 1980 г. В 1981 году терпение советской власти лопнуло, и Самарин был принудительно отправлен в эмиграцию. Он не особенно понимал, куда он едет, и, проскитавшись некоторое время по Европе, в конце концов осел в Париже. Как это ни странно, до начала нового века он практически не появлялся в России, несмотря на изменение политической ситуации. И только в последние пять-семь лет наконец и на родине стали уделять должное внимание его творчеству, в основном благодаря энтузиазму куратора Валерия Вальрана. Живопись Самарина началась раньше фотографии. Первые картины он сделал как раз в психбольнице на Арсенальной. С точки зрения техники – это абстрактный экспрессионизм, та стихия, в которой Самарин себя чувствует наиболее адекватно, его пространство. Причиной тому мощный метафизический замес, на котором растет все самаринское искусство – и фотография, и живопись. Все, что он делает так или иначе относится к двум изобретенный им терминам: белая икона и санкИ. Белая икона по Самарину это трансперсональное философско-эстетическое понятие, отвечающее за реализацию единственности каждого человека, пришедшего в этот мир. С позиции неперегруженного контекстуальными нагрузками взгляда, этот термин вполне соответствует теории абстрактного экспрессионизма вообще, где не художник работает над материалом, а материал ведет за собой художника, позволяя ему лишь выбирать способ, которым он выражает свои переживания на плоскости (холста, оргалита или другой основы). Термин же санкИ, более относится к фотографии, потому что находясь в той же категории философско-эстетических понятий, отвечает за энергетические состояния материи, метаобраз человека или предмета, тот самый который и фиксирует Самарин фотографическим образом. |