Юрий Вишневский (Париж), родился 13. 07. 1946 в г. Харькове, в 1966м. окончил Харьковское художественно-педагогическое училище. С 1996 член Союза художников Франции /Maison des Artistes Paris/. Вниманию зрителей представляются работы последних двух лет, являющиеся результатом продолжения индивидуальных поисков света, цвета и движения форм в рамках классических материалов, таких как бумага и холст. Постепенный переход от фигуративного формообразования к абстрактному дают более широкие возможности понимания структуры изображений. Что касается тем самих изображений, то они остаются верными самим себе – времена года или лица, разве что прибавились новые – это архитектурные структуры города и библиотеки.
"Творчество Юрия Вишневского имеет смысл рассматривать в контексте двух оппозиций – «фигуративное-нефигуративное» и «линия-пятно». Первая из них в большей степени апеллирует к художественной идеологии автора, вторая – к технологии. Первый этап — с 1966 года, когда Ю. Вишневский впервые участвовал в республиканской выставке в г. Киев, по 1992 год, когда он переселился в Париж, в целом можно назвать фигуративным. Это, конечно, не традиционный реализм – экспрессионизм, символизм, экскурсы в сторону сюрреализма, метафизического реализма и т.д. Но уже в это время создаются абстрактные работы, правда, их доля в общей массе не существенна. В Париже Ю. Вишневский целенаправленно и последовательно «сводит счеты» со своим реалистическим прошлым, точнее с принципами реалистической изобразительности. Оставаясь в пределах своей излюбленной тематики – пейзаж, фигура, лицо – Юрий отказывается от какого-либо мимесиса, имитации форм внешней реальности, литературности (в том смысле, что изображенное можно назвать, перечислить и описать словами. В литературе имеется специальный жанр – «экфрасис» — описание произведений искусства, например, у Гомера — щит Ахилла). Формы внешней реальности как организующие начала пространства картинной плоскости уступают место цвету. Цвета, как звуки в музыке, становятся строительным материалом произведения и ведут себя совершенно произвольно, не считаясь с фигуративными интенциями автора, но подчиняясь формальным законам композиции – цвет, тон, динамика, пластическая структура, ритмическое движение и т.п. Впрочем, в последние годы Ю. Вишневский создает циклы «стерильно» абстрактных работ. Например, «Вертикали», «Следы». И надо сказать, что формальные принципы построения и чисто абстрактных работ, и работ с остаточной фигуративностью одинаковы. Это – «линия – пятно». Линия или штрих как элементы графики – это проекция движения на плоскости изображения, тогда как пятно как ипостась живописи – проекция прикосновения, в основе первого лежит кинестезия, в основе второго – осязание. Соответственно, линия «разрезает» плоскость, тогда как пятно наделяет плоскость чувственной плотью. В работах Юрия Вишневского пятно нередко превращается в линию, а линия в пятно, или пятно благодаря использованию системы штрихов становится пористым и многослойным. И в том и другом случае, за счет столкновения движения и прикосновения, «раскраивания» плоскости и её «оплотнения» цветом, пластическая структура композиции обретает ритм и динамизм. Дополнительную энергетическую напряженность в работы вносит использование дополнительных цветов и резкого контраста светлого и темного. Таким образом, в творчестве Юрия Вишневского мы наблюдаем удивительный процесс – «форма» постепенно оттесняет на периферию «содержание», в абстрактных циклах полностью его поглощает и празднует свой триумф, достигая предельной концентрации «искусства для искусства»". Вальран
|