В залах галереи
Вернисаж 10 февраля в 18.00
Лев Сморгон не делает предпочтений какому-либо виду искусства. Будучи признанным художником-кукольником, художником-фарфористом, художником-стекольщиком и не только – он везде применял навыки рисования, даже на деревянной скульптуре. Все это говорит о невероятном любопытстве (а что, если так?) и преданности изобразительности.
«Когда воспринимаешь цвет как элемент формы, ты стараешься варьировать этим – ближе-дальше, тише-ярче, больше-меньше. Ты делаешь так, как по твоим понятиям лучше, но только с твоих позиций. Надо, чтобы эти формальные элементы что-то тебе сказали, что-то тебе открыли. Пока нет этого сигнала – ищи дальше, не лентяйничай, короче».
На выставке будет представлена графика Льва Сморгона прошлых лет, немного рисунков из двухтысячных, а также масляная живопись. Это отдельные портреты, пейзажи и натюрморты, сделанные в присущей автору манере спокойного рисования. Выставка посвящена 95-летнему юбилею мастера. И, конечно же, цель ее, как говорит автор, проста – самому взглянуть на запыленные работы прошлых лет и посмотреть на сегодняшнего зрителя. «А зритель – это зеркало, в котором ты видишь себя». /Лев Сморгон/
Лев Наумович Сморгон родился в 1929 году в Царском селе. Пропуск в художественный мир определили воспитание, война и эвакуация, где впервые и всерьез его назвали художником. В 1952 году он оканчивает ЛВХПУ в числе первого выпуска училища, еще не названного тогда «мухинским».
Его учителем был Симонов Владимир Львович, впоследствии его работы на художественном совете принимал Натан Исаевич Альтман, в 60-е ему позировала Анна Ахматова.
Начало творческой деятельности Сморгона в 1950-е годы было связано с работой на Ленинградском заводе фарфоровых изделий при Институте керамики, где скульптор создал многочисленные модели фарфоровой пластики, выпускавшейся массовыми тиражами. С одной из работ он ездил в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году.
На протяжении 1950-х–1960-х и начала 70-х годов скульптор работал в области создания игрушки, на его счету более ста гипсовых моделей кукол и игрушек, сделанных вручную опять же для массового производства.
Кроме того, в мастерской скульптора хранятся уникальные изделия из стекла. Коллекция представляет технологическую и эстетическую ценность как собрание художественных произведений, изготовленных в единственном экземпляре. Каждое изделие сделано спонтанно и повторение его невозможно.
Именно в художественном стекле были заложены некоторые цветовые идеи, отраженные в его акварелях и масляной живописи.
За свою жизнь мастером были выполнены сотни рисунков, акварелей. Интересны и самобытны его живописные работы.
Нельзя не сказать о периоде отказа от прикладного искусства после встречи с Владимиром Волковым в 1968 году. Именно тогда Лев Наумович уехал на Урал, взяв с собой только перо и чернила. Рисунки того периода выставлялись очень редко.
Лев Сморгон на протяжении своей жизни занимался разными видами искусства, но в своей художественной среде он наиболее известен как скульптор. Он же говорит, что ему ближе «звание» художник.