ГАЛЕРЕЯ 10Х15 / В КОРИДОРЕ БОРЕЯ
Галерея Борей и коллекционер Кирилл Авелев с 22 апреля по 7 ноября 2024 проводят цикл выставок:
Без*известный фотограф Пресняков – последний мирискусник Ленинграда.
Первая выставка цикла:
ГОРОД, ГОРОЖАНЕ И… ТРАМВАИ
– Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти… как их… трамваи. (М. Булгаков)
На рубеже 1920–1930-х годов в жанре городской фото-ведуты эрмитажный фотограф Владимир Пресняков возвышался, как Пиранези на руинах гравированного Рима. Но после ареста в 1934 году и расстрела в 1937-м предан полному забвению, как большинство репрессированных сограждан. Блокада, проредившая ленинградцев, и неблагодарное советское время почти стерли его из памяти. Остались только фамилия и инициалы: «С фото В.В. Преснякова». И то не везде: многие открытки безымянны.
Комитет популяризации художественных изданий, преемник издательства Общины св. Евгении, еще до революции ввел в моду коллекционирование открыток, привлекая к оформлению художников «Мира искусства». До появления телевизора почтовая карточка – главное медиа ХХ века: и способ коммуникации, и предмет собирательства. Их посылали и бережно хранили.
В 1924 году Комитет возобновил выпуск фотооткрыток с видами города, прерванный революцией. Фотографом пригласили Преснякова. Первая серия КПХИ, представленная на экспозиции, напечатана в 1924-1927 годах.
Сюжеты Преснякова узнаваемы по высокой точке съемки, которая новаторски меняет привычный для тех лет фронтальный ракурс. Стаффаж, небрежно рассыпанный по кадру, всегда образует выверенную графическую композицию, вроде бы хаотичную, но создающую удивительную цельность, как фигурки на льду у малых голландцев.
Фотограф дожидался появления в кадре трамвая, справедливо полагая, что трамваи – характерная черта времени. Архитектурный пейзаж вряд ли изменится кардинально, да и горожане… Если квартирный вопрос их окончательно не испортит.
Образы Преснякова, цитируемые десятки лет спустя, перекинули мост от старого Петербурга к новому ленинградскому мифу 1960-х. Это был последний всполох Серебряного века перед грозой 30-х годов.
Первая выставка продлится с 23 апреля по 31 мая 2024.