Александр Семенцов (1941-2005) родился 17 мая 1941 г. в г Керчь. 1960- 1966гг. -студент физико-математического факультета Тбилисского Государственного университета. 1963 — 1965гг. — студент Академии художеств г. Тбилиси. 1965 -1967 гг. — студент факультета искусств ТГУ. С 1976 г. — член Союза художников Грузинской ССР. С 1986 г. — член Союза художников СССР. Многие произведения А. Н. Семенцова находятся за рубежом, в частности в немецком городе Бесков (земля Бранденбург), где художник живет практически постоянно в течение последнего десятилетия. В Мариенкирхе, кафедральном соборе города, хранится триптих работы художника. Биография А. Н. Семенцова вполне может быть материалом для захватывающего сценария: он родился в Крыму, во время эвакуации попал в Грузию. Хотя рисование было с детства любимым занятием, А. Н. Семенцов, как и многие в 60-е годы, решает стать физиком. После учебы в Тбилисском университете (1960-66), в течение девятнадцати лет работает в области экспериментальной физики, продолжая заниматься живописью. С 1976 он уже член Союза художников Грузии, а с 1986 член Союза Художников СССР, с 1993 член Союза художников Петербурга. Александр Семенцов — живописец с большой художественной школой (в Тбилисской Академии Художеств он учился у Василия Шухаева). Истоки его стиля — искусство рубежа прошлых столетий, в его манере ощутимы воздействия немецких экспрессионистов, французского постимпрессионизма, в особенности Сезанна и Утрилло. Изысканное живописное мастерство Семенцова сочетается с четко обозначенной позицией автора — человека Мира. Художник как истинный философ, осознавая несовершенство действительности, не отводит взгляд от несправедливого, страшного. На его полотнах не только цветы, красивые города — Петербург, Париж, Берлин, но и одинокие растерянные люди, Сенная площадь 90-х гг. с ее ларьками и обитателями; бессмысленные разрушения братоубийственных конфликтов последнего постсоветского десятилетия… «Творчество Александра Семенцова многогранно. Любители живописи знают его прекрасные лирические пейзажи и натюрморты, на которые хочется смотреть снова и снова. Но эта выставка представляет другого А. Семенцова, художника сурового и жесткого. Он, как Вергилий, ведет нас по трем кругам российского ада. Он показывает нам сущность мира, которую мы не хотели бы видеть, которую хотелось бы забыть, — не знать. Это гражданственный Семенцов, выстроивший своей мужественной палитрой своеобразную философию истории пост советской России, — ее философию истории в красках. Городская тема Семенцова напоминает, на первый взгляд, его лирические городские виды. Но когда всматриваешься, то тебя охватывает безотчетная тревога. Эти трепещущие импрессионистические мазки создают внутреннее напряжение. Сколько мужества надо было иметь, чтобы жить достойно в современном российском городе, помнить о вечном, чтобы оставаться в состоянии высокой безмятежности среди ежечасного мятежа ("Мост: Господи помоги!"). Город требует жертвоприношения. Каждый человек — это хрупкий цветок, но город мнет и уродует цветы. Художник любил обитателей города, любовался ими, но страдал, мучился вместе с их мелкой продажностью, лихорадочной веселостью, болел их ложью. Милые лица… и вдруг выглядывают звериные хари. Русская деревня… То, что скрыто за огнями города, выступает здесь с ужасающей ясностью. Мы оказываемся во втором круге российского ада. Умирающая, разоренная, в принципе не способная свести концы с концами… Вот она, сельская Россия, насилуемая с обнаженной грудью и завязанным ртом. И возвышающийся над ней громила… И ребенок, который смотрит на все это с завязанными глазами. Третий круг российского ада — война, неумолимо (и уже буднично!) присутствующая сегодня. Но мы, городские жители, видим войну лишь на экранах телевизоров, путая ее с боевиками. А. Семенцов взглянул в глаза этой российской войне и выдержал ее взгляд, — взгляд Медузы Горгоны. Художник исполнил свое гражданское призвание, если он сумел показать нам то, на что мы, — в своей лени, трусости и фальши, — не в состоянии смотреть. Он сделал нас сильнее, смелее и правдивее». Константин Пигров
|