191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Александр Фисун. Живопись/графика.

26 февраля - 8 марта 2008

"ГИПЕРБОРЕЙЦЫ"
живопись, графика 
в малом зале
     

Александр Фисун родился в 1974 году на Украине.
С 1993 года живет и работает в Санкт-Петербурге..
Работы Александра Фисуна приобретены частными коллекционерами Москвы и Петербурга, а также Германии (ряд работ приобрел Даниэль Бискуп), Гватемалы, США, Франции, Швейцарии, ЮАР.
"Гиперборейцы" — первая персональная выставка художника.
 

МОЛЧАНИЕ ГИПЕРБОРЕЙЦЕВ
Статья Владислава Кузнецова.

"Кто эти люди? Почему они так странно смотрят на нас — и сквозь нас — с картин и офортов Александра Фисуна?
Почему они так знакомы нам, так близки — и так архаически далеки (гораздо дальше, чем, скажем, вполне реалистические, вполне современные персонажи "фаюмских портретов")?
Этот вопрос возникает у каждого зрителя, даже бегло глянувшего на работы А. Фисуна. Но я не уверен, что и те коллекционеры в Европе, Африке и Америке, кто купили возможность пристально, неторопливо и неоднократно вглядеться в лица героев художника, смогут объяснить эту загадку.
Художник назвал свою первую персональную выставку "Гиперборейцы" и дал нам ключ к параллельному миру, созданному им по ту сторону холста и листа. Спускаясь в культовое подземелье галереи "Борей", мы попадаем к аборигенам Гипербореи.
Кто же они — гиперборейцы?
"Гиперборейцы — фантастический северный народ древнего мифа, любимый и опекаемый Аполлоном. Отличался долгожительством и блаженством в жизни," — подсказывают мифоведы.
Герои А. Фисуна — действительно блаженные, т.е. "счастливейшие", как объясняет это слово старинный словарь: "блаженство — будущее состояние в Раю, неизреченное счастье праведников; великое счастье, наслаждение".
Вот девственный юноша на картине "Ванна", уплывающий куда-то в теплой лодочке-ванне с бутылкой доброго вина — он явно любимец Аполлона. И блаженное лицо путешественника в заоблачные дали, и его взгляд за горизонт обыденного говорят о том, что скудная обстановка коммунальной ванной комнаты никак не мешает его счастью. Скромная реальность не мешает праведникам отрешенно блаженствовать, а художнику Фисуну — писать никем до него не замеченные лики гиперборейцев.
Тема опекаемой Гелиосом-Аполлоном тьмы, живущей в зрачках землян, тема ночи, "которая всегда с тобой", затрагивается нечасто. А почему? Казалось бы, как говорится: «загляни-ка в глазки ей – откроешь клад, какого не видал». Но неспроста мастера ликов пишут лики после "доличного письма", а зрачки появляются на изображении в последний момент. Глаза – два пустых сосуда, налитых темнотой – клад  заколдованный. Реалистам недоступный.
Обычно о бездонности глаз пытаются говорить поэты. Загадочные глаза гоголевского "Портрета" — шедевр. Но что можно сказать о беспросветной тишине? Бессловесное надо видеть — глаза в глаза. Только искусство художника способно вести безмолвный диалог со зрителем на гиперборейском телепатическом языке.
Сто лет назад присутствие телепатического дара гиперборейцев в нашей обыденной жизни отметил зоркий мудрец Василий Розанов:"Посмотришь на русского человека острым глазком… Посмотрит он на тебя острым глазком… И все понятно. И не надо никаких слов. Вот чего нельзя с иностранцем".
В конце ХХ это древнее чудо вновь – и по-своему – открыл Александр Фисун.
Судя по всему, блаженные гиперборейцы Александра Фисуна — нигде не иностранцы, даже в Африке. Тепло им на свете."

MENU