В Малом зале
Творчество Александра Галабурды представляет собой редкое, если не уникальное явление в изобразительном искусстве Республики Коми. Пожалуй, его можно определить как представителя visionary art — интересного, но пока еще недостаточно осмысленного течения, возникшего в 1970-е гг. Visionary art определяется как искусство расширенного восприятия, основанное на стремлении более полно видеть и воспринимать мир, нежели это дается органам чувств, – мир не только материальный, но и сверхчувственный, нередко прозреваемый через некий мистический опыт. Именно этот опыт художник и пытается отразить в своих работах: так в работе «Коридоры» присутствуют геометрические объекты, заимствованные из иконописи, — коконы или «мандорлы», символизирующие выходы в иное. В других работах угадываются мотивы древних архаичных культур («Тотемы», «Вершина»), мифические существа, боги и герои («Мадонна», «Предсказатель»). В «Автопортрете» и «Замешательстве» можно усмотреть отголоски «голов» Жана-Мишеля Баскии. Образы будущих полотен рождаются в снах, во время медитаций, но не только: зачастую полотна как бы вырастают из музыки, их пронизывает музыкальный ритм, иногда плавный, иногда огненный.
Хотя Александр и не получил специального художественного образования, природный талант, чувство цвета и ритма, позволили ему добиться интересных результатов. Художник пишет картины, как правило, небольшого формата, в технике акриловой живописи на различных основах: холстах, оргалите, бумаге, картоне и даже на дверях. Использует также масляную пастель. Для произведений Александра характерны тонкие колористические сочетания, особая светоносность красок, эмоциональная точность цветовых акцентов. Композиции его полотен создают впечатление изменчивости, постоянного движения, перехода из одного состояния в другое: из сна в явь, из жизни в смерть, и наоборот.
Наталья Евгеньевна Плаксина, искусствовед, Национальная галерея Республики Коми
Александр Владимирович Галабурда родился в 1986 году в Одессе в семье художников. Детство провёл в деревне в Печорском районе республики Коми. Образование получил в Санкт-Петербургском Государственном университете.
В непростые годы работал на Сенном рынке. Был помощником у мастера-макетчика и осуществлял художественную роспись стен.
В Петербурге же сформировался как художник, хотя академического художественного образования не имеет. В разные периоды творчества находился под сильным влиянием авангард начала XX века (Филонов, Кандинский, Пикассо), неоэкспрессионизма (Баския), а также символизма (Рерих).
В живописи использует самобытный жанр образной абстракции, в котором примитивизм сочетается с мощным этническим началом. Языком первобытного повествования создаёт раздробленные изображения, обращаясь к древним космологическим сюжетам, пытаясь интуитивно преодолеть разобщённость мира в своих работах.
Участник всероссийского бьеннале «Арт-Коллаборации. Синтез искусств» (2019). Первая выставка, под названием «BIAS (cмещение)», прошла в арт-пространстве ЧаЩа в Сыктывкаре (2020). Работы представлены в частных коллекциях Санкт-Петербурга и Сыктывкара.