СНЫ ЕВРОПЫ
|
||
Автор представленных работ Арина Бора родилась в Ленинграде, училась на историческом факультете ЛГУ, посещала лекции в Миланском университете и Государственном университете Калабрии (г. Ренде, Италия), где занималась философией, историей и теорией искусства. Училась живописи в частной школе “NC”. Персональные выставки: |
«Сны Европы» — название 3 серий картин: «Сны Европы», «Душа Пустыни» и «Калоши счастья», выполненных в стиле «наивного символизма». Корни его лежат очень глубоко – в истории готической живописи и родственной ей средневековой рукописной книге, щедро украшенной миниатюрами, выполненными не всегда умелыми, но усидчивыми и возвышенными душой монахами, в те времена, когда не существовало ни книгопечатания с его гравюрами, ни самого понятия академизма. Также не было и классического светского театра, его время началось с творчеством Уильяма Шекспира. До того по дорогам ходили актеры с евангельскими мистериями, кукольники, менестрели. Это тоже было «постановочное» только, а не живописное, пространство «наивного символизма», в принципе осуждавшееся Церковью. Мир средневекового человека казался бедным на развлечения и эстетические удовольствия, однако важнее всего было накопление духовного потенциала для «пробуждения» всех видов искусств в эпоху Возрождения. Для художника, автора серии, Европа выступает в одушевленном образе носителя воспоминаний о своей «юности», полной условностей и наивных понятий о жизни, когда отношения с нею были очень простые: «Я и мир», «Я и моя судьба», «Я и моя душа», «Я и Бог»… Тогда динамика чувств и попыток познания не успевали за изобразительной статикой, и светская культура всегда пыталась прорваться к образу Человека во всех его проявлениях сквозь иконописную и просто костную религиозную традицию. Несовершенство и искренность миниатюристов настолько подкупали своей добротой и внутренним светом, что книжная миниатюра жила еще на протяжении целого столетия после изобретения и широчайшего распространения печатного станка и прекратила свое существование лишь во второй половине ХVI века. Не имея даже теоретических представлений об академизме и реализме (эпоха Возрождения началась с археологических раскопок и обретения в Риме античной скульптуры), находясь под суровым религиозным идеологическим давлением, средневековый человек использовал простые, наивные символы, почти иероглифически зашифровывая в них общечеловеческие ценности, историю, рассказ о жизни, чувствах, природе и внутреннем мире. Именно символ при отсутствии невозможного академизма являлся формой передачи «информации», поэтому объемы фигур решены плоско, а лица условно «непортретны» и тоже необъемны. Иногда кажется, что именно этой наивной символической непосредственности и открытости не хватает современности. Не подражая, автор выставки «Сны Европы» пытается говорить со зрителем языком средневекового человека, который чрезвычайно прост и одновременно требует «перевода». Вот почему художник снабжает каждую свою работу кратким рассказом о ее сюжете и смысле. Конечно же, присутствует здесь и авторская фантазия современного человека, преломляющая связь времен, как сон… Работы выполнены в масле и подобны сильно увеличенным книжным миниатюрам. Каждая картина сопровождается авторскими объяснениями и историческими справками. Представленные картины создают особый, полный размышлений, яркий символический мир, в котором едины и прошлое и настоящее. Несмотря на наивность и примитивизм, это интеллектуальная живопись. |