вернисаж 1 ноября в 18:00
в Малом зале
Кураторами выставки стали друзья Тани – Екатерина Зелепукина, Татьяна Ердякова, Овсей Разорвишло
Не хотят люди в рай — предпочитают жить холодными могильными страстями…
Художница родилась 24 февраля 1985 года и до 2008 года жила в Екатеринбурге, училась в РГППУ на факультете ХПИ (Художественно-прикладной институт), кафедра декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а потом приехала в Петербург. С какого момента Таня стала регулярно посещать киноклуб «Братья Люмьер», мне сказать сложно. Но ведущий показов в киноклубе и сам ведом взглядами, внезапно выхваченными из зала, и её серьёзный взгляд, тайную встрепенУлость его, я отметил задолго до того, как она решилась к нам подсесть, предложив посильную помощь, и робко сделала свой первый художественный жест…
5 лет Таня Че (так она предпочитала зваться в эти годы) была не только правой рукой организатора, но и, рискну так сказать теперь, живой иконой киноклуба. Это самые счастливые годы существования киноклуба (и больше, более того…), и, уверен, её самые счастливые годы. Здесь она услышала: «истина — не о том, как жить, истина — о том, как умирать» (И.Юганов), а ведь киноклуб — «присутственное место», как говорили в 19 веке. Само присутствие Тани Че, почти безмолвное, в натяжении ожидания — апофатический экс-нигилизм — становилось важнейшим фактором стяжения воедино разных начинаний и вместе с тем — нежнейшим искривителем пространства человеческих со-присутствий: воздвигнутость…
Сожалеть приходится лишь о том, что в Петербурге Таня не сумела встретить художника, способного направлять и авторитетно реагировать на её абсолютно самостоятельное в-движение в мир форм, красок и линий. Она не упивалась возможностью быть оригинальным примитивистом (в непонятные времена непонятность имеет спрос), она очень хотела учиться. Но — всё правильно, а кое-что ещё и на самом деле. Поэтому о том, что Тани нет, сожалеть не приходится.
Когда в киноклубе было объявлено: размагнитка — или сумасшедшая помощь (у «нулёхи», человека 2000-х, нет других вариантов исхода), — Таня (прошли недели, это заявление ею осмыслялось) сказала (сдерживая слёзы): «Не хочу размагнитки…»
Её участью это и не стало, и не было. За несколько часов до смерти (менингит) ясным и даже весёлым голосом она сообщила, что ей легче, голова почти не болит…
О, трата времени вначале!
О, плата времени в конце!
И та, кого не замечали –
На запрокинутом лице
Ни тени нет, и ни печали –
И эхо мечется в кольце.
У Тани, как и у меня, был особый отбор музыки. На время этой выставки, с 1 по 12 ноября — 10 дней за исключением выходных — в выставочном зале будет звучать та музыка, которую она особенно ценила (с 12 до 20 часов). Мы воспользуемся названиями 10 папок с особенно точно характеризующими Танин вкус названиями и пометим 10 дней, в течение которых будет проходить её выставка:
1.11. — МЕЖДУ НЕЖНО И ТЕПЛО
2.11. — НЕ СЕРЬЁЗНО
3.11. – ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
4.11. – СКРИПКО
5.11. — FRED FRITH (ТЕХНОЛОГИЯ СЛЁЗ)
8.11. — РОССС И Я
9.11. – ЛИТЕРАТУРНОЕ
10.11. – МИНИМАЛИ
11.11. — ВОЗЛЕ ГРУСТНО
12.11. — ТИХИЙ ВСКРИП
Овсей Разорвишло