|
«ЭНДОРФИНЫ» группа «Маленькая полярная станция» в залах галереи живопись/графика/фотография/объекты
Участники группы «Маленькая полярная станция»: Ирина Касперская, Анна Абрашина, Ксения Хашковская, Анна Галенко Анна Сливкина, Ксения Смирнова, Евгения Голант, Юлия Безштанко (Юлия Бьен), Татьяна Комолкина.
Выставки в рамках проекта «Маленькая Полярная Станция»: 2001 «Без концепции», Выставочный Зал СХ на Охте, С.-Петербург 2006 «Конфета познания», Le Forum, Paris
Исследование «Эндорфины» группы Маленькая полярная станция.
Человек в современном мире не так божественен и таинственен, как в прежние времена. Теперь даже школьник знает, что многие таинства человеческого бытия – лишь физиологические, химические реакции, предсказуемые последствия которых вызывают скуку и оскомину, а механизмы действия оных просто раздражают. Ученые же неистово пытаются повторить божественное действо – создать человека, существо как бы человека, но искусственного, и вроде бы все у них получается, однако… составлено нечто из частей, давно изученных. Приведены все механизмы, химические и прочие реакции в действо, а чуда – нет – человек как изделие не получается – не двигается, не думает, не живет. Где рычажок? Кнопочка, которая запустит монстра нам подобного? Ответа все нет. Ученые думают, человек продолжает безумие – жизнь, художники исследуют. Проблема поставлена. Всестороннее исследование непрерывно. Художников много, проблем хватает, у каждого свой кусочек человека и его «организаций»… А перед нами кирпичик фундаментального художественного интереса – «Эндорфины» в разработке «Маленькой полярной станции». По мнению художников этого объединения, эндорфины – это гормоны радости, удовольствия, а также медиаторы, отвечающие за взаимодействие, взаимосвязь всего и вся. Договорившись между собой, что именно в этом скрытая метафизика и просто физика «счастья для всех» и «всего человечества», данный коллектив попробовал разобраться, в чем этот медиатор проявляется для каждого отдельно и в целом в родном коллективе. Определили для исследования предметные зоны – первое – сахар, второе – солнце, третье – солнце и сахар-фрукты-доброжелательность-восточный базар как единение людское и совмещение всего перечисленного, четвертое – все перечисленное выше вместе взятое и минус все грешное равно рай и пятое — нечто до всех соединений, организаций; нечто из элементов, хаос как прародитель порядка и предназначений, а потому радость и удовольствие до ощущений и прогнозов, и нечто, являющееся элементарной частицей – связующим еще не оформившееся…Хаотическое вне направлений и схем, структур и назначений, информационное пространство… Правомерность исследование может быть оспорена, но результаты не безынтересны. Итак, во-первых, сахар. Что это за вещество и почему так важен этот продукт? Исследования И. Касперской вылилось в создание серии работ «Уровень сахара», в них, как в иллюстративном материале отмечены все возможные характеристики этого возможного заместителя эндорфинов. Сыпуч, бел, кристаллизован, блестящ, обладает магией вкуса и соблазнения – манящ, притягивает детские и взрослые души, разрушителен в большом количестве, как все удовольствия. Он доступен в употреблении, его можно собирать, им можно обладать, он вызывает некоторые химические реакции, не всегда положительные, уровень сахара рядом и вокруг, с человеком – положительная характеристика, высокий уровень сахара в крови человека – отрицательная его характеристика. К эндорфинам вряд ли приближен. А жаль, хотя, может контролировать эмоции, настроение и мотивацию наших поступков. Исследование второе. Солнце – лето – море – фрукты — сочные, теплые, сладкие. Ассоциативный ряд выстроен, Гормон удовольствия и радости точно должен быть в данном контексте, выделен и пристально рассмотрен… Что и проделывает в своем проекте Е. Голант. В ее работах солнце – лето – море – фрукты – рынок – южный базар – россыпь фруктов – фрукты сочные, сладкие — радость северного жителя, обливающегося соками из откушенных персиков, груш, слив, нектарин — радость южного продавца с южного базара – покричать зазывать, помахать ручищами – увидеть радость на лице северного жителя, получить удовольствие от выгодной продажи плодов своей южной земли, удовольствие от правильного использования этих плодов – радость и удовольствие разливаются. Вне специфических нюансов – почти рай на земле. Но это уже другой проект, и еще одно исследование плавно вытекает из предыдущего, с использованием некоторых формул, выведенных Евгенией Голант. Да, солнце, да море, да, фрукты, да, сахар, да, тепло… Но томное и нежное пребывание в едином пространстве, пространстве сада, острова, закрытом, отчужденном, тайном, неведомом, манящим – ибо, как узнать – что там? Только лишь – смоделировать возможное пространственное нечто – сад, не сад, но нечто культивируемое, ухоженное и любимое. Пребывание там – радость и удовольствие – забвение – рай. Проекты Абрашиной и Хашковской, А. Сливкиной, А. Галенко, К. Смирновой, Т. Комолкиной, Ю. Бьен в совмещении – возможная модель недоказуемого и аксиоматического пребывания человека-бис в стране забвения, на берегах Леты, у Кастальского ручья. Мы видим рецепты, слышим райскую музыку – для Маленькой полярной станции это оказался джаз, видим метафизические растения, цветы. Удовольствие от присутствия, ничто не тревожит – слава забвению. Существование вне существа, до всего и вся, до начала начал, вне начал и концов, в тесном дружеском круге на Маленькой полярной станции. Но участвует ли гормон радости в создании атмосферы всеобщего притяжения, принятия, притягательности и привлекательности, когда радость встречи потихоньку трансформируется в удовольствие от приятного протекания дружеского вечера с возлияниями или без, с разговорами, уговорами, взаимными признаниями, взаимопониманием в разлитом мареве взаимной привязанности, признательности – удовольствии время провождения, времени собственного и дружеского, так важного теплого вечера, пусть за окнами полярная зима посреди славного города Петербурга – на маленькой полярной станции разлиты эндорфины, витают и исцеляют души, здесь тепло и уютно, пусть мурлыкает друг или подруга, тикают ходики, бренчит гитара или просто коллектив молчит, смакую очередную идею, чужую, свою, другую – важно – общую.
Мария Шейнина, член международной ассоциации искусствоведов (Россия, Петербург)
|