Ассоциация подсобных рабочих 2
|
|
|
|
Георгий Захаров родился 5 января 1943 года в эвакуации в Свердловской области. Вошел в искусство в конце 60-х. |
||
«АССОЦИАЦИЯ ПОДСОБНЫХ РАБОЧИХ» Название выставки отсылает одновременно к двум контекстам. Во-первых, к биографическому, поскольку Г. Захаров в середине 1970-х годов выбрал образ жизни — «подсобный рабочий» — и соответствующий ему стиль одежды и поведения. Во-вторых, в названии имеется мифопоэтический пласт, поскольку «Ассоциация подсобных рабочих» звучит столь же экзотично, как и «Ассоциация снежного человека». С другой стороны, в названии присутствует прямая связь с рукоделием в широком смысле, поскольку, чем еще заниматься подсобным рабочим. Соответственно на выставке представлены «Шашки для электриков», «Комплект» (ассамбляж из разобранного внутреннего дверного замка XIX века) для слесаря из жилищной конторы, «Диагональ слесарная (Макет пошивочной ткани)» одновременно для слесарей и портных. Собственно сам термин «ассамбляж» означает подбор материалов и их компоновку, монтирование. Ассамбляж появляется в 10-е годы двадцатого века как экспериментальный прием насыщения живописного пространства фактурным многообразием и в том же время, как способ разорвать непрерывность и иллюзорность живописной плоскости, выйти в трехмерное пространство реальности, внести в него тактильную составляющую. Большинство художников первой волны авангарда использовали ассамбляж как формальный прием. Например, в работе В. В. Лебедева «Подбор материалов» (1920) используется дерево, металл, масло для создания полифактурной абстрактной композиции. В отличие от большинства своих предшественников Георгий Захаров использует технику ассамбляжа не как фактурный прием, а как способ наполнить произведение смысловыми контекстами. Он работает с миром предметов, который жестко связан с социальным и историческим контекстом Ленинграда. Например, «Чешуя перестройки» (1998) изготовлена исключительно из монет различного достоинства 1990-х годов и ассоциируется с бесконечной девальвацией, которая преследовала нас десятилетие. Монеты присутствуют также в работе «Макет обивочной ткани для казначейства» (1999–2001), в которой автор предлагает изысканное использование устаревших денег. Абсурд ленинградского быта запечатлен в работе «Складень» (1991), где три створки складня обрамляют таблички с нумерацией ленинградских коммунальных квартир, висевших перед дверью парадной. Логику нумерации понять невозможно. Почему на первом этаже находится квартира №33, на втором — №1, а на третьем — №13? Впрочем, эти нелепости продолжают украшать наш город и по сей день, свидетельствуя о сохранении безумных традиций советского прошлого. Некоторые работы содержат явно биографический контекст. Например, в работе «А9-76-33» (2002–2007) закомпонован телефон, который висел в «Лавке художника» на Невском в 1960–1970-е годы, и по которому звонили Натан Альтман, Герта Неменова, Анатолий Каплан. Когда телефон сломался, и его заменили новым, Георгий реквизировал его в свою коллекцию ленинградских артефактов. В названии работы дан аутентичный номер телефона «Лавки художника», где Захаров проработал с 1969 по 1987 год. Впрочем, нельзя сказать, что Георгия Захарова не интересует фактурная игра. В работе «Патина времени» (1999-2000) на деревянной плоскости помещены пластинки из различного металла и разнообразные по цвету. Любой живописец может позавидовать многообразию оттенков, цветов и их игре на фоне матовой фактуры дерева. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что металлические пластинки — это стандартные накладки внутренних замков для дверей досоветского периода. В большинстве работ Захаров использует два — три материала. В качестве основы он пользуется деревом. Обычно это филенки деревянных дверей XIX века, но тщательно очищенные и помещенные в массивную деревянную раму. Собственно рама, которая в традиционной картине призвана отделить произведение от окружающего пространства, здесь является существенной частью самого произведения, а в некоторых работах она становится основой, на которую монтируются другие материалы (ключи, монеты, орнаментальные розетки). Здесь рама, с одной стороны, ассоциируется с традициями классической живописи, с другой стороны, является антирамой, поскольку служит основой или продолжением основы для различных предметов и материалов. Другим излюбленным материалом Захарова является металл — дверные замки, ключи, монеты, слесарный профиль, шурупы и пр. Обилие замков, ключей, монет в работах Георгия могло бы стать благодатной почвой для психоаналитических упражнений, но мне кажется, творчество Георгия Захарова следует анализировать в контексте концептуального коллекционирования, где концептом является история нашего города советского периода. В 1970-е годы Георгий Захаров ориентировался преимущественно на формальные поиски. Он сделал серию керамических абстрактных плакеток из шамота. Начиная с 90-х годов, он работает с миром предметов, которые являются символами ушедшего времени. Но, что бы не делал Георгий Захаров, в каких бы материалах не работал, его произведения всегда лаконичны, аскетичны, безупречны в формальном отношении и фундаментальны по исполнению. |
||