«СЛОВО ЗА РОССИЮ»
|
||||
"В мировом сообществе торжества потребления художники потеряли свою роль теина в чае и соли в земле. Они стали всего-навсего звеном в машине купли-продажи, они перестали заботиться о функции правды, отражения проблем и указателя ценностных ориентиров. Современное искусство перестало сопротивляться засасывающей пошлости масс, оно выполняет роль слащавого приукрашивания жизни, или экзотической острой приправы, или наркотика, уводящего в сны. Жанр политических ковриков Ирины Дудиной – не имеет аналогов. Одни, глядя на них, вспоминают картинки с текстами Митьков и текстиль Ольги Флоренской, другие — коллажи Ирины Вальдрон, третьи припоминают «Окна РОСТА» и плакаты Маяковского, четвёртые могут увидеть в ковриках-плакатах Дудиной сатирическую аллюзию на советские открытки. Но то, что делает Дудина — это нечто новаторское. Здесь есть тонкий митьковский стёб, пафосность Маяковского и советских открыток, красивые цвета и задорность Вальдрон. Но Ирина Дудина отталкивается прежде всего не от стремления подражать предшественникам, а от того, что ей диктует реальность. Так как коврики абсолютно лишены коммерческого вектора, желания быть в струе модного, продаваемого искусства, поощряемого современными махинами арт-рынка, они так свободны, дерзки, «народны» в лучшем смысле этого слова. В них есть что-то сродни лубку, пословицам и поговоркам, рекламе и пиару мнений безмолвствующего, но мыслящего народа. Материалы, используемые для создания «ковриков» — это ткани российских заводов и ношенная одежда российского народа. В этом можно найти особый концептуальный изыск, но в отличие от специально придуманного «концептуального искусства» «коврики» Ирины рождаются не от умысла, а исходя из понятия удобства. «Коврики» легко хранить, перевозить, выставлять, их можно быстро сшивать, быстро реагируя на злобу дня, их можно делать из бесплатных, дармовых материалов". Жанна Козлова |