191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Ленинградская независимая фотография конца ХХ века

4 - 29 июля 2017

В залах галереи, вернисаж 4 июля в 18.00

Борис Смелов. 1951 — 1998 г.
Сергей Жиркевич. 1958 — 2010 г.
Сергей Подгорков. 1953 г.
Людмила Таболина. 1941 г.
Дмитрий Конрадт. 1954 г.

Независимая фотография начала формироваться в Советском Союзе во время оттепельных 1960-х годов и развивалась в течении последующих 1970-х и 1980-х вплоть до перестройки. Поскольку фотография в то время не считалась искусством, то основное внимание уделялось техническим сторонам и идеологической ясности. Официальная советская фотография предполагала строго регламентированные жанры, снятые с соблюдением канонов: в основном, это были портреты героев труда социалистического общества и репортажи со «строек коммунизма».

При этом в стране фактически отсутствовало систематическое профессиональное обучение фотографии. Начальное фотографическое образование можно было получить за два года в средних профессиональных заведениях, продолжить занятия можно было либо у знакомого фотографа, либо в фотоклубе. Благо, что в каждом районном Доме Культуры и даже при домоуправлениях были такие клубы. Выставки работ клубных фотографов проходили многочисленные идеологические фильтры, с одной стороны, а с другой – они носили явную печать самодеятельного творчества.

Идеологический контроль был тотальным – малейшее подозрение на нелояльность и снимок снимался с выставки, а руководитель клуба получал выговор в соответствующих инстанциях.

Независимые фотографы чаще всего были тесно связаны с представителями неофициальной культуры – художниками, писателями, поэтами, музыкантами. Это был общий круг друзей и единомышленников.

И только во время перестройки, во второй половине 1990-х годов творчество фотографов ленинградского андеграунда было представлено широкой публике и заняло достойное место в истории отечественной фотографии. 

Валерий Вальран

Борис Смелов. 1951 — 1998 г.

Еще при жизни стал легендой петербургской фотографии, живым классиком, вызывавшим самое настоящее поклонение. В 1976 г. в районном фотоклубе Ленинграда состоялась первая выставка Смелова, закрывшаяся на следующий день и получившая скандальную огласку (информация о ней просочилась в эфир «Радио Свобода»), в результате чего фотограф вплоть до перестройки мог показывать свои работы только на нелегальных квартирных выставках. С началом перестройки Смелов стал активно выставляться в России и за рубежом (Великобритания, Германия, США, Финляндия, Норвегия и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Жиркевич. 1958 — 2010 г.

С 1982 г. участник многих фольклорно-этнографических экспедиций по северо-западу России, пограничным районам Белоруссии, по провинциям Литвы, Эстонии и Карелии, а также несколько экспедиций в высокогорные районы Северного Кавказа. Работы находятся в коллекциях Библиотеки Конгресса США, Вашингтон, в «Джейн Вурхис Циммерли Арт Музеум», Нью-Джерси, США, в «Navigator Foundation», Бостон, США, в собрании Джорджа Сороса.

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Подгорков, родился в 1953 г.

Стал летописцем жизни неформального Ленинграда конца XX столетия. Его материал — социальный жанр. В советском городе неофициальный фотограф — почти шпион. Сергей Подгорков запечатлел реальность, которая сейчас исчезла и зафиксирована на пленке только благодаря его героическому и бескорыстному труду. Отдавая должное социальной смелости и мужеству автора, который снимал «язвы» социализма, поражаешься его умению поймать тот единственный момент, когда обыденность и повседневность окружающей жизни обретает острую характерность и уникальную индивидуальность.

 

 

 

 

 

 

 

Людмила Таболина, родилась в 1941 г.

Людмила Таболина — участник более ста выставочных проектов, более 40 персональных выставок. Работает в технике пикториальной фотографии – это фотосъемка при помощи монокля, однолинзового объектива, позволяющего добиваться особой живописности фотоизображения. Работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Ярославского художественного музея, музея В. В. Набокова, Московском Доме фотографии, Музее Истории  Фотографии и др.

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий Конрадт, родился в 1954 г.

Известный петербургский фотограф, в 1980-х годах принимал участие в многочисленных выставках, связанных с рок-проектами, был фотографом Ленинградского рок-клуба и сотрудничал с рядом музыкальных коллективов. Это была пора погружения в черно-белую «ручную» фотографию и лабораторных экспериментов. Света не было, светочувствительность в камерах была очень маленькая. Технически снимать было очень сложно. Работы фотографа хранятся в коллекциях Государственного Русского музея, музея Набокова (СПб), Московского дома фотографии и других, а также в частных собраниях в России, Франции, Швейцарии, Финляндии, Англии, США, Италии.

 

 

 

 

 

 

 

При поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга

 

 

MENU