в Малом зале
Вернисаж – 23 февраля в 18.00
На выставке представлены работы на бумаге 8 художников ленинградского андеграунда из собрания Валерия Вальрана.
Самые ранние работы датируются концом 1950-х – началом 1960-х годов. Это листы Евгения Михнова-Войтенко (1932 – 1988) и Виталия Кубасова (1937), которые учились у Николая Акимова на постановочном факультете театрального института. Оба начинали как абстрактные экспрессионисты, однако, Е. Михнов-Войтенко сохранил верность спонтанному жесту и беспредметности, тогда как В. Кубасов уже в 1960-е годы стал двигаться в сторону «ассоциативного абстракционизма», вводя в произведения элементы фигуративности.
Владимир Лисунов (1940 – 2002), склонный к парапсихологическим практикам, работал в стиле, который условно можно назвать сюрреалистическим абстракционизмом. На выставке экспонируется его рисунок 1970 года.
Участники газоневских выставок Николай Любушкин (1936 – 1992) и Андрей Геннадиев (1947) покинули Россию. Н. Любушкин оказался в парижском андеграунде, а А. Геннадиев переехал в Финляндию. Оба стремились преображать реальность, но один создавал метафоры, другой – символы.
Михаил Шаталов (1931) начинал как скульптор в 1960-е годы, а с начала 1970-х занимается графикой и живописью. Его графические листы, выполненные в спонтанной манере, можно отнести к формально изощренному и эмоционально насыщенному экспрессионизму.
Борис Кошелохов (1942) и Тимур Новиков (1958 – 2002) – художники «Новой волны», сформировавшиеся после газоневских выставок и благодаря им. Т. Новиков входил в группу «Летопись», организованную Б. Кошелоховым в 1977 году. Б. Кошелохов работает на стыке экспрессионизма и фовизма, создавая грандиозные проекты, включающие тысячи работ, в которых стремится выявить праформы и архетипы бытия. Т. Новиков, начинавший как неоэкспрессионист, стал инициатором создания ряда художественных групп и направлений в ленинградском искусстве.