Искусство многолико в его бесчисленных проявлениях, — стилях, течениях, школах, творческих индивидуальностях. На этой выставке мы встречаемся с искусством, тяготеющим к одной из реалистических традиций. Однако, как это ни парадоксально, традиция эта из тех, кои забыты в наши времена теми же реалистами. Учитель Серова, Врубеля, Поленова и Савинского, Павел Петрович Чистяков, еще несколько десятилетий назад почитаемый нашими академиками (правда, далеко не всегда с подлинным и глубоким пониманием), — ее основатель. Автор произведений, представленных на выставке, Наталия Соколова (искусствовед, сотрудник Русского музея), узнала о «традиции» не из уст преподавателей художественной школы, и даже не в стенах Академии художеств, которую окончила в 1976 году. Случилось это значительно раньше, когда автору едва исполнилось семнадцать лет. В ее родном городе, залах Вологодской картинной галереи она увидела портрет Всеволода Мамонтова кисти М.А. Врубеля. Покоряли пластическая мощь и цветовая роскошь живописи. И «культ глубокой натуры» (слова Врубеля о методе Чистякова) навсегда пленил начинающего искусствоведа. Появилось неодолимое желание узнать, «откуда это» и «что это», ну, а «если бы еще и самой!…» Последнее сбылось не скоро: "Волею случая, в 1992 году я узнала, – есть в Петербурге место, уникальное и единственное в мире, где бережно хранят исчезающую традицию, где и по сей день собираются и работают художники. Это комната в доме на Большом проспекте Васильевского острова, оставшаяся от бывшей квартиры профессора В.Е. Савинского, одного из самых близких учеников П.П. Чистякова. Именно здесь в 1992 году начинались для меня первые серьезные уроки рисунка и живописи. В 2003 году в Вологде у меня были две небольшие выставки, обе в Вологодском художественном музее. В Петербурге в 2005 году была выставка совместно с Борисом Рапопортом (его – посмертная) в выставочном зале Университета растительных полимеров. Я осознанно пришла к той школе, которая мне внутренне близка (словами Врубеля, это «формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено…»). Мне нравится писать «a la prima», брать цвет сразу в его полной силе и чистоте, нравится скульптурно «лепить» форму цветом, наслаждаясь ее природной красотой. Мне нравится это и в масляной живописи, и в акварели. Акварель в этой традиции – техника наиболее сложная. Ее основные особенности – точно составленный цвет, взятый сразу в полную силу, однократное наложение мазка и работа «по сухому». И, может быть, в акварели особенности техники проявляются ярче, чем в масляной живописи, так как границы красочного мазка, определяющие рисунок формы, здесь наиболее заметны. Вот то, что касается техники. Между тем, техника в искусстве всего лишь средство, существующее для исполнения главного, — того, для чего и существует это самое искусство. Что же для меня главное?.. Помните, у Н. Заболоцкого:
Любите живопись, поэты, Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно…
Слова поэта обращены к искусству портрета, но их суть не меняется от жанра. Портрет ли, пейзаж, натюрморт или так называемая «тема», — во всем выражаются «приметы души». И счастье, когда ты можешь выразить это средствами, которые близки твоей внутренней природе".
|