в залах Галереи
вернисаж 27 апреля в 18:00
Выставка удел человеческий для Паразита, это очередной большой проект. Большой в нашей терминологии – это выходящий за рамки коридорных традиционных выставок. Безусловно, мы приходим к такому названию и заглавию, благодаря проходящему сейчас одноименному масштабному проекту Виктора Мизиано. В свою очередь проект Мизиано берет свое название от книги Ханны Арендт с идентичным заглавием. Поскольку все эти названия переводные, то хотелось бы разобраться в их сути.
Дословно можно перевести, как «Состояние человека» или «Состояние человечества», но, даже рассматривая название в подобном виде, сложно представить сфокусированное высказывание. Нам кажется интересным игра соответствующих названий или равных имен. Дубликаты названия это разумное повторение никогда не устаревающих смыслов. Да, собственно, как можно дать имя выставке, имя – лишь вспомогательный инструмент, не несущий глобальной роли. Назвать выставку и сделать ее – это разные вещи. Поэтому имена здесь играют меньшее значение, а точные совпадения или повторяющиеся названия как будто актуализируют те темы, которые на самом-то деле всегда остаются вечными и их постоянное появление не может и не должно быть новизной.
Зачем же Паразит называет свою выставку «Удел человеческий»? В чем смысл повторения и дублирования проекта? Кажется смысл такой же, как и создание определенной путаницы – именно запутывание. Подобно тому, как подделывают названия брендов в надежде пройти по уже проходной визитке чужой репутации, будь то фирмы, или персоны, или группы. Подделка как раз создает ту другую, похожую форму по внешним признакам. Наша выставка, в какой-то степени, это выставка-подделка. Мы подделываем удел человеческий, но не соблюдаем эти формальные признаки, которые можно было увидеть в московском проекте. Это подделка в области информационного поля. А желание примерить чужое имя – это вопрос для понимания имени собственного. Вот мы и берем чужое звучное имя.
В сети невозможно докопаться до книги Ханны Аренд «Удел человеческий», ее полностью перекрыла информация о предстоящем и частично состоявшемся проекте, и в этом тоже есть интересное явление, как одно имя перекрывает и заменяет собой другое.
«Удел человеческий» от Паразита это ответ на вопрос, который для нас так и остается несформулированным. Что мы за организация? Каковы причины нашего коллективного сотрудничества? Каковы линии пересечения наших интересов?
Никто не выбирает нас по принципу подходящих работ, кураторского взгляда и отбора не осуществляется. Для участников Паразита нет ограничений и давлений, и поэтому выбор делает сам автор, в большей степени это выбор своего пути. Но, оказывается, от себя не убежать и себя сложно переделать, метания по перекраиванию себя самого безуспешны. Это скорее период движений перед тем моментом, когда человек соглашается с самим собой, соглашается со своим характером и своим путем и ролью в своей жизни и в жизни общества. И здесь нет какого-то фатализма и обреченности, здесь констатируется реальность. В этой выставке мы пытаемся понять, толи мы прячемся за свои произведения, толи мы волочим их за собой всю жизнь. Толкаем ли мы их как щит впереди себя или тянем за собой как опостылевший багаж. Поскольку рядом с каждым произведением будет «привязан» художник, нам видится ситуация, когда зритель сможет определить это положение вещей. Где больше искусства в произведении или в самом художнике, и как это взаимосвязано?
И в завершении нам кажется, что ситуация с уделом человеческим все-таки в какой-то степени необъективна, поскольку об уделе человеческом говорят художники, а не человеки и человечество. Художник очень сильно обеспокоен репрезентацией своей идеи, собственно своей деятельностью, с которой он плотно связан, совсем не так, как человек не имеющий такой деятельности или профессии, с которой он срастается и роднится. Поэтому, так или иначе, выставка, любая выставка – это выставка размышлений художников. Можно озаглавить нашу выставку как Удел человеческий для художников. Ничто человеческое не чуждо художникам, однако их способ мышления посредством искусства искажает ощущения человеческой драмы. Нам кажется, на весах, где художник меряется и соотносит себя со своими произведениями существует то искажение, которое не позволяет осознать роль и вопросы человека, как частного, так и его коллективной роли в ходе истории на протяжении его жизни.
Семен Мотолянец
.