В Малом зале
Саморефлексия, искусство про искусство – жанр неизбывный. Его онтологические свойства, как и желание человека понять, что он значит – разговор бесконечный.
Юбилейная выставка Петра Белого не включает биографических деталей. С самого начала замысел автора, попытка истории об облаке изображений, облаке времени потерпела неудачу. Замысел подробного личного нарратива в целом противоречил общей линии художника, предпочитающего язык лаконичный и отстранённый. В конечном итоге так получилось и в этот раз – экспозиция, или точнее ее отсутствие, чем-то напоминает рассказ Сорокина «Лошадиный суп», где воображаемая еда становилась постепенно для главной героини реальней настоящей. Обращение к классическому искусству, надломленному стержню или позвоночнику, присутствует в виде деконструкции универсального религиозного сюжета (бетонного свечения), а пустые рамы на стене, как призраки прошлого, слепыми глазницами уставились на зрителя – отчасти вопрошая, видит ли он в них исчезнувшие сюжеты. Такая игра, искусство переросшее раму, тема не новая («картины привезут завтра»), но важная. Куда сбежало искусство и когда оно вернётся туда, где ему следует быть? Современный зритель готов встретится с искусством где угодно, поэтому возвращение художника к традиции шаг закономерный. Правый поворот, возвращение к картине, как бы совершив модернистский кульбит, делает эту выставку юбилейной по смыслу. Состояние автора, отошедшего от юношеских экспериментов, и вернувшегося к классике, пожалуй, единственный сохранённый биографический момент.