«РАБОТЫ НА БУМАГЕ»
|
||||
Владимир Яшке — яркая и колоритная фигура питерской арт-сцены, известный как «дедушка митьков». Обладая искрометным и органичным живописным талантом и редкой работоспособностью, он создал многие сотни живописных произведений – броских, запоминающихся, абсолютно индивидуальных и легко узнаваемых. Таким его знают очень многие. Но в тени Яшке-живописца существует и другой Яшке, менее знакомый широкой публике, но от этого не менее яркий и оригинальный — Яшке-график. Эту грань его дарования и представляет данная выставка.
В творческом наследии Яшке — тысячи рисунков. Рисует он, как и почти все, что делает, буквально запоем. Такого разнообразия мотивов, техник трудно представить у современного художника. Он рисует много, всегда. Чем угодно и на чем угодно. От полноформатного чертежного листа до клочка папиросной коробки. Если не получилось завершить на листе, он надставит другим, даже если другого сорта, фактуры и тона. Нет того, чем ему рисовать сложно или неприятно. Только карандаш сравнительно редок. Предпочитает что-нибудь по жестче, поотчетливей — стальное перо, тростник, шариковую ручку. Есть цветные карандаши, фломастер, причем в разных комбинациях.
В зарисовках пейзажей предпочитает ограничиться суховатой формулой. Строгая фиксация композиции, основных мотивов, пространственных соотношений. Таких рисунков великое множество. По ним можно проследить историю его поездок в Крым, на Кавказ, в Старую Ладогу. Крым от Севастополя до Ялты, прибрежный и горный, зарисован сотни раз. Немало и видов Петербурга.
Особая страсть Яшке в рисунке – тушь. Он рисует и пером и кистью. Рисунки сочные, обыгрывающие контрасты пятен черного и белого. Пожалуй, в его графике это вещи наиболее импульсивные и непосредственные. Они стремительны и экспрессивны.
Много в графике Яшке цветных вещей, но у него акварель, гуашь часто уже двигаются куда-то за пределы графики. Форматы большие, краска ложится густо, пастозно. Акварель пишется широко, быстро, но потом часто дорабатывает пером, белилами.
Масляная пастель тоже вторгается в область живописи. Картины Яшке часто бывают «по-вангоговски» перегружены сочной, густой, «вкусной» краской, сохраняющей богатую рельефную фактуру. Это же можно сказать и про его пастели.
А ведь есть еще и тиражная графика: резцовая гравюра на линолеуме и гравюра «сухой иглой», а также монотипия и трафаретная печать. Эту область графического искусства организаторы выставки предпочли оставить для следующего случая.
На открытии выставки, которое состоится 5 октября в 17 часов, будет проведена презентация книги Владимир Яшке «Берлинский дневник 1994», воспроизводящей дневник, который вел Владимир Яшке мае-июне 1994 года, находясь в Берлине. В этом издании трогательные, откровенные воспоминания о детстве, о годах юности, и занимательные, интересные мысли об искусстве, а также бесхитростное изложение происходящих с автором событий, его переживаний сопровождается великолепными рисунками: видами Берлина, сценками из воспоминаний, натурными зарисовками, эскизами для будущих работ и т. п. Эти маленькие шедевры щедрой рукой рассыпаны по страницам дневника. Текст дневника снабжен комментариями, которые объясняют читателям реалии берлинской жизни тех лет, по возможности «расшифровывают» те или иные известные или малоизвестные лица, скрывающиеся за инициалами или именами. Книга издана тиражом 220 экземпляров, каждый из которых собственноручно подписан автором.
|