БОРИС СМИРНОВ. Война и Мир Бориса Смирнова. — СПб.: Борей Арт, 2018 — 120 с., илл.
Художественный альбом
К 115-летию со дня рождения Бориса Александровича Смирнова (1903-1986)
—
Борис Александрович Смирнов (1903–1986) – известный советский художник, Заслуженный художник России, архитектор, дизайнер, классик прикладного искусства, признанный мастер универсального плана. Его наследие включает в себя живопись, графику, фотографию, прикладное искусство, архитектуру. Во всех областях творчества он проявил себя как выдающийся мастер, новатор, опередивший время. Во время войны Смирнов занимался маскировкой кораблей Балтийского флота. В этот период он создал серию графических листов и фотографий, в которых передал военное время через предметный мир вещей и знаков. После войны Б. А. Смирнов вместе с В. И. Мухиной работает на Ленинградском заводе художественного стекла, определив расцвет и приоритет этого вида искусства и в стране, и за рубежом. Он создал основы формообразования и стилистики отечественной школы художественного стекла и предметного дизайна, работая и как практик, и как теоретик и педагог.
«Если одна из важнейших задач и целей искусства — диалог с широким зрителем, можно сказать с уверенностью, что диалог, затеянный Борисом Александровичем и осуществляемый им с первых шагов и до конца жизненного пути, не прерван, что его работы, как и в дни своего создания, находят продолжателей, учеников и поклонников. Они вызывают пылкие дискуссии в профессиональной и далекой от «художественной общественности» среде, в этом смысле Борис Александрович преподал всем — художникам-профессионалам, пушущей братии и зрителям — некий урок, содержание которого реализуются во времени. Назвать все аспекты творчества этого мастера крайне трудно, потому что они, как растущее зерно, находятся в динамике и проявляют себя по сей день».
По материалам статьи Н. Степанян «Флагман и его эскадра», журнал «Проблемы дизайна», №4, 2007
«Сформировавшись в 1930-е годы, стиль Смирнова, меняясь со временем, оказался включенным в самую сокровенную линию ленинградской-петербургской культуры, ставшей уже историей и традицией. Воспитанный на языке графики «Мира искусства», а потом художников «Круга», включенный будучи архитектором и мастером прикладником в самые смелые формалистические поиски своего времени, художник в рисунке мог варьировать самый разнообразный реестр форм и приемов, демонстрируЯ универсальную природу своего дара».
Глеб Ершов, кандидат искусствоведения, доцент СПбГУ
ISBN 978-5-7187-0910-0
© Б.А. Смирнов (наследники), графика, 2018
© Издательство «Борей Арт», 2018
ИЗДАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНО ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018)»