Наталья Кошелькова. На пути к храму: графика: художественный альбом
— СПб.: Борей Арт, 2013. — 125 с.
Художественный альбом издан Арт-Центром Борей к одноименной выставке Натальи Кошельковой, прошедшей в галерее Борей осенью 2013 года.
Детство, детскость — первое, что приходит в голову, когда смотришь на работы Кошельковой. Часто они действительно напоминают рисунки малышей. Линия детскости проходит не только через творчество, но и через жизнь художницы. Но Кошелькова не только учила детей: она и сама училась у них. Училась детскому умению делить видимое на главное и второстепенное, компоновать картину по смыслу.
Наталья Кошелькова родилась в Санкт-Петербурге в 1946 году.
В 1964 окончила Ленинградское художественно-педагогическое графическое училище (Демидовское) и начала педагогическую деятельность одновременно с обучением на архитектурном факультете Ленинградского инженерно-строительного института. С 1971 года регулярно стала выставляться на выставках ЛОСХа. В 1975 г. по рекомендации Е.Моисеенко и М.Аникушина принята в члены Союза художников.
Работала главным образом в техниках литографии, офорта, акварели, цветного карандаша. В дальнейшем стала писать и маслом. Принимала участие в многочисленных творческих поездках : по Волге, Беломорью, Подмосковью…
С 1975 года организовала студию, где выросли многие художники и историки искусства.
На офортное творчество Натальи большое влияние оказал известный график Евгений Тыкоцкий, муж художницы.
Персональные выставки: в Воронеже — 1978 г., в Санкт-Петербурге в редакции газеты «Смена» — 1973 г. и в музее некрополя Александро-Невской лавры – 1996 г.
В 80-е годы Наталья занималась и книжной графикой, выпустив несколько детских книг в издательствах «Малыш» и «Детская литература».
В 1988г. закончила класс иконописи при семинарии Александро-Невской лавры.
В 1991г. была приглашена преподавать в Великобритании, вначале в школе Overly Hall School(Wellington-Shropshire), а затем в художественной школе в Brighton.
В 1991 г. представила 5 своих работ на выставке 10 ленинградских художников в Гранд-Пале, Париж.
В ноябре 1991г. была приглашена преподавать в Сolumbia College в Калифорнии, США.
Работы Натальи Кошельковой есть в коллекциях Государственного русского музея (5 произведений), Воронежского художественного музея, Вологодского художественного музея, Национальной галереи Армении (Ереван), Гранд-Пале (Париж).
В настоящее время Наталья по состоянию здоровья, главным образом, живет в Калифорнии, часто приезжая в Петербург.
Николай Благодатов, искусствовед:
«Культурная русская диаспора необозрима. Каждая волна эмиграции оставляла заметный след в культуре Запада. Но это ведь и наша, отечественная, культура, неотъемлемая ее часть. Потерять ее легко, сохранить – необходимо. Сейчас судорожно вспоминаем первую волну, пост революционную, современников оставляем внукам, когда мало чего останется. Вот прекрасный художник и интересный человек – Наташа Кошелькова. Волею судеб уже много лет живет в США. Ее стали забывать. Помнят нашумевших звезд, а она просто хороший художник. И притом очень оригинальный. Любимая техника – цветной карандаш, что с детства все забывают, переходя на масло или мрамор, а Наташа делает свой декоративно-волшебный, чуть гротескный, чуть театральный, полный знакомых реалий мир при помощи самого простого средства. Но как она его обогатила. Ее работы переливаются как перламутр, каждое прикосновение пережито, оживлено внутренним чувством ритма. Я очень надеюсь, что галерея Борей сможет полноценно вернуть нам это имя, дать возможность насладиться ее искусством и гордиться еще одним по-настоящему петербургским талантливым художником».
Анна Матвеева, искусствовед:
«…Наталья Кошелькова не столько изображает, сколько обозначает процесс рождения цвета, практически никогда не выходя за те границы, что созданы и заданы инструментом, за оставляющую желать много лучшего палитру цветов грифеля цветных карандашей из советского канцелярского магазина, почти никогда не смешивая их штрихи. Ей, кажется, и не был нужен современный набор карандашей от лучших европейских фирм с сотнями оттенков грифеля: и в гравюре, когда она отталкивалась от трех базовых цветов, и в рисунке она не стремится к многоцветию, а ведет аналитическую работу, разлагая видимое на его базовые составляющие. Цвета не изображаются, а обозначаются. Здесь Кошелькова выступает наследницей исследовательской традиции русского авангарда, спокойно и точно следуя мысли Павла Филонова: «Упорно и точно рисуй… вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Теория Филонова оказала на становление Кошельковой большое влияние; ей выпала удача много общаться с Глебовой и Стерлиговым, поэтому она – яркий пример продолжения традиции ленинградской школы графики, уходящей корнями в русский авангард».