Владлен Гаврильчик: живопись, графика, объекты
каталог юбилейной выставки
— СПб.: Борей Арт, 2009
Художественный альбом изданный Арт-Центром Борей к юбилейной выставке Владлена Гаврильчика, ярчайшего представителя петербургского андеграунда.
Валерий Вальран
«Владлен (от Владимира Ленина) родился в 1929 году в семье пограничника на афганской границе. В первом классе он открыл дар рисования и определил себе генеральную линию «выйти на художника». В амбарных книгах простым карандашом срисовывал из учебников и газет популярные сюжеты, прежде всего героев революции и врагов народа: В 1943 году поступил в Ашхабадское художественное училище, но в том же году погиб в Курском сражении отец, и мачеха сдала Владлена в ташкентское Суворовское училище. Потом закончил Ленинградское высшее пограничное военно-морское училище, служил на Дальнем Востоке, в 1955-м уволился в запас, приехал в Ленинград, где 15 лет отработал инженером в военно-промышленном комплексе. В 1957 году поступил в изостудию ДК пищевиков, откуда его исключили за «формалистические кривляния». Участвовал в многочисленных квартирных выставках «нонконформистов», а также в знаменитых выставках ДК Газа и «Невском». Сейчас Гаврильчик — пенсионер районного значения, инвалид «холодной войны», пережил серебряную свадьбу, воспитывает дочь 20 лет».
Андрей Кузьмин
«Люди у Гаврильчика изображены вроде не шибко умные и красивые, но отчего-то довольно симпатичные. Вот матросы с баяном — не кичевые матросики Пьера и Жиля, и не какие-нибудь накокаиненные революционные балтийцы, а нормальные здоровые советские моряки, не исключено что отличники боевой и политической подготовки. И видно что играют они не Астора Пьяццолу или какого-нибудь модерниста Сати, а что-то задушевное, тихон-хренниковское.
Или вот двое усачей в бильярдной обсуждают «партейку» (картина «Бильярд»). А ведь действительно хорошо погонять шары на бильярде, попить пивка.
Простые радости нормальных людей — это, как мне кажется, тема Владлена Гаврильчика, тема явно проступающая сквозь все ship-объекты, соц-арты, маразмарты и т.д. Его искусство на удивление демократично. Оно нравится людям, оно доброе. Владлен Гаврильчик настоящий предшественник «Митьков».