191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Франц Кафка. Письмо к Отцу

Kafka_письмоФранц Кафка: Письмо к Отцу.
Перевод с немецкого Валерия Молота
— СПб.: Борей Арт, 2013 — 128 с.
© В. Молот, перевод на русский язык, 2013
© Оформление, издательство Борей Арт, 2013

Письмо к Отцу – незаурядный литературно-художественный документ. Это не только безжалостный приговор палачу-отцу, подписанный именем собственного сына, который во время написания этого документа хотя и находился в здравом уме, но уже большую часть жизни пребывал в тесных и мрачных пределах одиночного заключения выбранной им самим зоны бездонной детской памяти; это одновременно и душераздирающий вопль-исповедь самой жертвы, сына по имени Франц Кафка.

Источники подтверждают, что Отец оставался верным оплотом своему сыну вплоть до самой его смерти, утвердив многократным проявлением своей отцовской любви не только превосходство прародителя над своим вечно живым сыном, но и испытывал скорбь о его утрате до конца своих дней.

Имеет смысл привести ряд фактологических факторов, имеющих отношение к появлению и восприятию этого письма.

  1. Письмо к Отцу было очевидно написано Кафкой в ноябре 1919 года, хотя на самом письме в самом конце стоит только его подпись Франц, но без даты.
  2. Считается, что отец этого письма никогда не видел.
  3. Полностью письмо было опубликовано Максом Бродом только в 1953 году, как часть вышедшего из печати сборника произведений Кафки.
  4. Серьезные критики этого короткого литературного шедевра склонны считать, что Кафка сознательно пошел на многочисленные преувеличения в этом письме, умышленно создавая ситуацию гротеска и даже карикатурного искажения.
  5. Сама длина письма – около ста страниц рукописного текста, предполагает, что если это письмо задумывалось как частная корреспонденция, то в процессе написания оно превратилось в обвинительный документ, который просто не мог быть вручен адресату без боязни автора быть окончательно отлученным от дома.
  6. Интересно отметить, что друзья и современники Кафки, хорошо его знавшие и тесно с ним общавшиеся, не воспринимали Кафку как забитого отцом, духовно подавленного человека. Согласно Максу Броду: «Люди близкие к Кафке свидетельствовали о том, что Кафка совсем не производил впечатление человека загнанного и запуганного своим отцом. Он владел формой выражения себя, желанием творить, активно интересовался жизнью, жадно вбирал в себя знания, вызывал и возбуждал к себе любовь окружающих… Он не был обременен напускной мрачностью, столь типичной для молодых людей, не было никакой упаднической вялости в его проявлениях, совершенно отсутствовал снобизм, который часто вызывается духовной депрессией или душевными страданиями».
  7. Брод также считает, что у читателей-почитателей Кафки превалирует «совершенно неверный образ их кумира – им кажется, что в общении Кафка представал печальным, даже отчаявшимся человеком. Совсем наоборот».
  8. Есть и противники такого безоблачного и жизнерадостного портрета Кафки, нарисованного Бродом. В изданной им в 1937 году биографии Кафки, тот предстает и как «искусный наездник, пловец, гребец», и как человек увлекающийся здоровым образом жизни, которого мало интересуют авторы с упадническими взглядами на жизнь. Нельзя забывать, однако, что Брод открывал миру Кафку всего четыре года спустя после того, как нацисты пришли в Германии к власти, чему помогла не в последнюю очередь их успешная борьба с так называемым «дегенеративным искусством».
  9. Впрочем, все критики согласны с Бродом в том его положении, что подлинный образ живого Кафки не следует искать в его произведениях.

MENU