191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Александра Тучинская. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СРОДCТВО

АлексанTuchinsk-2дра Тучинская. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СРОДCТВО:
театр, театральная критика, сборник статей
— СПб.: Борей Арт, 2015г.; 286 стр.

Автор этой книги – авторитетнейший историк русского театра и, одновременно, выдающийся театральный и кинокритик, чьи публикации в журналах «Театр», «Искусство кино», «Экран и сцена», искусствоведческих сборниках всегда вызывали не только интерес читающей аудитории, но и самих творцов – героев ее текстов.

 

 

В сборник вошли статьи, написанные за последние 15 лет. Они отражают широкую панораму культурной жизни Санкт-Петербурга начала XXI века.
Сборник состоит из трех частей. Первая часть «Театр и кино в рецензиях и портретах» включает статьи об отдельных спектаклях, режиссерские и актерские портреты: статья памяти артиста Виктора Гвоздицкого, зарисовка о Галине Вишневской (Александра в одноименном фильме А.Н.Сокурова), дуэт Сергея Дрейдена и Вячеслава Захарова, а также статьи, посвященные фильмам: «Сад» Сергея Овчарова, «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова. Главная тема статей – непрерывающаяся традиция кино- и театральных исканий. Поэтому, к примеру, в очерке «Гамлет и пустота» история британских постановок шекспировского шедевра в интерпретациях от Лоуренса Оливье до Джуда Лоу, переходит к теме «Русского Гамлета». Автор даст читателю представление о постановке Н. П. Акимова в Вахтанговском театре (1932), и только после этого подробно проанализирует «Гамлета» Валерия Фокина в Александринском театре. В этой части книге – интереснейшие рассуждения о путях новой драмы, о методе «вербатим», о поисках режиссуры Андрея Могучего, Ивана Вырыпаева, Владимира Панкова, Руслана Маликова.

Вторая часть «Фестивальная хроника. Петербург, Москва», – посвящена фестивалям, таким как Международный фестиваль имени Чехова, «Балтийский дом», «Александринский». Именно эти традиционные форумы стали важной вехой кино- и театральной практики, заменившей гастроли. Немалый объем в этой части книги занимает тема интерпретации русской классики, например – интерпретации Чехова у нас и за рубежом. Читатель как будто побывает на «Дяде Ване» Римаса Туминаса в Театре имени Вахтангова с Сергеем Маковецким в заглавной роли, сможет сравнить впечатления с постановкой Андрея Щербана в Александринском театре, с давним фильмом и сравнительно недавней постановкой Андрея Кончаловского в московском Театре имени Моссовета. «Чайка» Кристиана Люпы с артистами Александринки, «Иванов» венгерского режиссера Томаса Ашера, «Три сестры» Андрея Жолдака в Театре имени И.Франко и бесчисленные постановки чеховской прозы. Критик подробно и доступно пишет о сложнейших спектаклях западных режиссеров: Михаэля Тальхаймера, Люка Персеваля, Маттиаса Лангхоффа, Гжегожа Яжины, вводя читателя в контекст эстетических поисков мирового театра.

Третья часть «История в лицах» включает исследования автора, связанные с жизнью и творчеством Мейерхольда, Шаляпина, Комиссаржевской, взаимоотношениям и сотворчеству Мейерхольда и Бабановой. Заключает эту историческую часть статья о ленинградском театре 70-х годов. А. Тучинская реконструирует «Преступление и наказание» И. П. Владимирова с Леонидом Дьячковым (Раскольниковым) и Алисой Фрейндлих (Катериной Ивановной), «Село Степанчиково» В. Голикова в Театре Комедии. Интересны сопоставления «Идиота» Товстонова в БДТ имени Горького и «Идиота» Эймунтаса Някрошюса в вильнюсском Мено Фортас.

MENU