191104, Санкт-Петербург, Литейный 58+7 (812) 275-38-37borey.info@gmail.com

Поддержать галерею

Владлен Гаврильчик ПОГОДА СТОИТ ПЕТРОГРАДСКАЯ

Владлен Гаврильчик ПОГОДА СТОИТ ПЕТРОГРАДСКАЯ

Владлен Гаврильчик. Погода стоит петроградская. – СПб, Борей Арт, 2018. – 256 с.
Стихи, поэмы, пьесы

Владлена Гаврильчика (1929–2017) можно считать летописцем целой эпохи, поэтом и художником позднего советского времени, оставившим яркие свидетельства о жизни страны на протяжении нескольких десятилетий. Поэзия Гаврильчика, талантливая, зачастую озорная, была на слуху у целого поколения ленинградцев как народные частушки или заветные стихотворения.

О Владлене Гаврильчике

Для меня даже одна фраза из подпольной летописи Гаврильчика звучит, как классика. Есть «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и есть «На пути из Замудонска в Гель-Гью». Может потому, что я слушал это в его доме ночью в авторском исполнении в Ленинграде в 80-х, тогда ещё без малейшего намёка на перестройку. Некоторые образы и фразы врезались навсегда. «Любовь – говаривал Сталин – это весёлая медицина». Гаврильчик – это тоже весёлая медицина. Он исцеляет души всем, у кого есть душа. А есть она далеко не у всех. Он, как все одаренные Богами петербуржцы и москвитяне, конечно, фигура возрожденческая – талант во всем. У наших микеланджело не было каррарского мрамора, никто не заказывал им фрески и росписи. Они творили из питерской глины и расписывали подвалы и подворотни. Бахтин несомненно назвал бы Гаврильчика карнавальщиком и типичным творцом смеховой культуры. Только вот было нам всем не до смеха в кощеевом царстве всеобщего запрещения. Гаврильчик, конечно, был запрещен. Но он и не стремился к разрешенности. Тьмы и тьмы разрешенных Бельведонских канули в лету. Гаврильчику это не грозит. Его будут помнить всегда. Достоевский в «Записках из подполья» вывел фигуру бунтаря-разрушителя, анархиста. Он не подозревал, что подполье второй половины 20-го века станет убежищем не разрушителей, а творцов. Я бы даже сказал чудо-творцов. Или творцов чуда. Их жития ещё не написаны. Искусствоведы и литературоведы не нашли новых слов для того, чтобы обозначить новое. Концептуализм, постмодернизм, новый примитивизм – всё это мелковато для Венечки Ерофеева, для Ильи Кабакова и для Гаврильчика. Даже Бахтин с его карнавальной культурой к этому явлению по касательной. Карнавал был снаружи, в телевизоре, на плакатах и демонстрациях, а здесь была жизнь – жизнь вечная.

Константин Кедров,
поэт, доктор философских наук, литературный критик

 

ISBN 978-5-7187-0984-1
© В. Гаврильчик (наследники), стихи, живопись, 2018
© Издательство «Борей Арт», дизайн, макет, 2018

ИЗДАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНО ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018)»

 

 

MENU